И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. М. Ю. Лермонтов Белинский назвал роман 'Герой нашего времени' laq
Тема: Герой нашего времени

Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина (Третий вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страданий» и «груст­ной думой» о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера глав­ного героя.

Гордая черноокая красавица Бэла, «дочь горных ущелий», горячо и сильно по­любила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. «Я не раба его», — гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: «У меня нет родных». Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. «Любовь дикарки», ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знат­ной барышни: «Я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно».

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Она полная противоположность Бэле. Если Бэла ску­па в своих высказываниях, то княжна Мери «шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки». Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вна­чале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффект­ными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печо­рину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского обще­ства, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. «Я все это знаю уже на­изусть — вот что скучно!» В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом «безмолвно страдающая» Мери. Но тихое семейное счастье не для него. «Нет, я не ужился бы с этой долей», признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ни­чем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удоволь­ствия». Именно так любил Печорин Веру — единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не толь­ко достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, по­корная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношени­ях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, — глубоко чувствующим и переживающим человеком. Материал с сайта //iEssay.ru

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. «Вос­поминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная жен­щина, которую я не в силах обмануть», — признается себе он. Только она своим вне­запным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть соб­ственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступлен­но и беспомощно. Утрата Веры — это, пожалуй, самая большая потеря, но его лич­ность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает су­щественная черта «героя нашего времени» — глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к «разочарованным героям» вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило «жажды бытия» Лермонтова, способности и желания идти к людям. «Под ношей бытия» охла­дела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: «Авось где-нибудь умру на дороге!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru