Женские образы в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)
На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе, на его пути встречаются четыре женщины: девушка-контрабандистка («Тамань»), Бэла («Бэла»), Мери и Вера («Княжна Мери»).
Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для нее характерна причудливая изменчивость настроений, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности»: «Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о стремлении к вольной жизни. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую ведет.
«Полудикая дочь вольных ущелий, как назвал ее Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Полюбив Печорина, она увидела в этой любви смысл своей жизни, и его охлаждение было для нее настоящей трагедией.
В ее характере имеются хорошие человеческие качества: искренность, чуткость, гордость, беззаветная любовь и преданность. Этот образ окрашен теплым чувством. Материал с сайта //iEssay.ru
Мери Литовская — умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство. В ней живет свойственная юности романтическая мечтательность. Этим объясняется и ее интерес к Грушницкому. «Толстая солдатская шинель» внушает ей ложное представление о нем как о разжалованном офицере, делает Грушницкого в ее глазах лицом, овеянном таинственностью. Загадочность, странность Печорина заинтересовывают ее, а его рассказ о себе, о том, как свет не понял его и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу, вызывает в ней искреннюю жалость, которая вскоре переходит в любовь. Мери первая признается в любви Печорину, но он отвергает ее любовь. «Когда увидела себя обманутою, она, — говорит Белинский, — как женщина, глубоко почувствовала свое оскорбление и пала его жертвою, безответно, безмолвно страдающею, но без унижения, — и сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие».
Образ Веры — только набросок. Она зарисована лишь в отношении к Печорину. Печорин глубоко и давно ее любит, но его любовь ничего, кроме страданий, по ее же словам, ей не дала. И все же Вера любит его и во имя любви идет на жертвы.