Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов продолжил и развил лучшие традиции русской поэз
Тема: Общие темы

Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова (План-сочинение)

Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонто­ва. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов про­должил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все «вечные» темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат- риотическую тему, в рамках которой разграничить тему рус­ской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лер­монтова представляет живописные картины природы, вызы­вающие восхищение читателя. В них сочетаются покой и мятежность, насыщенность и мягкость. Именно картины природы гармонично передают любовь поэта к родине, а она не мыслится без интереса к жизни народа, его истории.

Реализация темы природы и любви к родине в поэзии М. Ю. Лермонтова, «Бородино» (1837) — тема родины рас­крывается поэтом через призму памяти рядового участника Бородинского сражения, воплотившего обобщенный образ всего народа. Великое событие в истории страны вызывает авторскую гордость за доблестное воинство, за духовное бо­гатство, за свою родину. Самоотверженность русских солдат, готовых отдать свою жизнь, вызвана одним чувством — пат­риотизмом:

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!

Описаний битвы приобретает черты гиперболизации, что придает описанию былинную основу, а героям битвы — схо­жесть с русскими богатырями.

«Родина» (1841) — декларация истинного чувства патри­ота. Любовь к родине поэт называет «странною», т.к. она не подчиняется рассудку, живет вопреки логике:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Глубокое чувство в сердце поэта вызывают иные кар­тины — те, что связаны с мирной жизнью природы («Ее сте­пей холодное молчанье, // Ее лесов безбрежных колыханье, // Раз­ливы рек ее подобные морям…»), бытом простых крестьян («С отрадой многим незнакомой // Я вижу полное гумно, // Из­бу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно…»). По словам Н. А. Добролюбова, давшего оценку этому стихотво­рению, М. Ю. Лермонтов «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отече­ству истинно, свято и разумно».

«Прощай, немытая Россия» (1841). В этом восьмистишии звучит жесткая отповедь несправедливому социальному и политическому устройству общества. Россия предстает в об­разе «страны рабов, страны господ». Так жестко сказать о яз­вах реальности могло только глубоко страдающее сердце ис­тинного сына своей земли.

В ряде стихотворений пейзажные образы получают симво­лическое значение и одухотворяются: «Ветка Палестины» (1837), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841), «Утес» (1841) и др. Образ Родины немыслим без кар­тин русской природы. Так, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837) пейзажные зарисовки по­зволяют автору представить на страницах лирического произ­ведения красоту земли, гармонию, царящую на ее просторах:

Когда волнуется желтеющая нива.
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…

В тексте автор активно использует лексику, воздействую­щую на органы чувств читателя (зрение, слух): желтеющая нива, малиновая слива, зеленого листка; волнуется, шумит при звуке. Этот прием позволяет читателю проникнуть в мир стихотворения, стать его действующим лицом, испытать то же чувство любви и умиротворения, какое переживает лири­ческий герой.

Постижение Божественного начала жизни, по мысли поэта, происходит через созерцание природы, через метафо­рическое ее осмысление: Материал с сайта //iEssay.ru

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Через проникновение в мир природы лирический герой может глубже понять и почувствовать свою связь с миром, приблизиться к ощущению счастья. Природа на редкие мгновения позволяет лирическому герою слиться с ней и об­рести некое подобие «смирения» и оказаться в самом центре мироздания.

Образ Родины предстает на страницах лирических про­изведений М. Ю. Лермонтова неоднозначным, вызываю­щим противоречивые чувства (особенно когда речь идет о бесправном положении народа), но именно в стихотворе­ниях, где поэт воспевает русскую природу, предстает вели­чественный облик земли, которую поэт любит горячо и преданно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Тема пророчества в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов Михаил Юрьевич Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина