Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова (План-сочинение)
Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов продолжил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все «вечные» темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат- риотическую тему, в рамках которой разграничить тему русской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лермонтова представляет живописные картины природы, вызывающие восхищение читателя. В них сочетаются покой и мятежность, насыщенность и мягкость. Именно картины природы гармонично передают любовь поэта к родине, а она не мыслится без интереса к жизни народа, его истории.
Реализация темы природы и любви к родине в поэзии М. Ю. Лермонтова, «Бородино» (1837) — тема родины раскрывается поэтом через призму памяти рядового участника Бородинского сражения, воплотившего обобщенный образ всего народа. Великое событие в истории страны вызывает авторскую гордость за доблестное воинство, за духовное богатство, за свою родину. Самоотверженность русских солдат, готовых отдать свою жизнь, вызвана одним чувством — патриотизмом:
Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою За родину свою!Описаний битвы приобретает черты гиперболизации, что придает описанию былинную основу, а героям битвы — схожесть с русскими богатырями.
«Родина» (1841) — декларация истинного чувства патриота. Любовь к родине поэт называет «странною», т.к. она не подчиняется рассудку, живет вопреки логике:
Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.Глубокое чувство в сердце поэта вызывают иные картины — те, что связаны с мирной жизнью природы («Ее степей холодное молчанье, // Ее лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек ее подобные морям…»), бытом простых крестьян («С отрадой многим незнакомой // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно…»). По словам Н. А. Добролюбова, давшего оценку этому стихотворению, М. Ю. Лермонтов «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
«Прощай, немытая Россия» (1841). В этом восьмистишии звучит жесткая отповедь несправедливому социальному и политическому устройству общества. Россия предстает в образе «страны рабов, страны господ». Так жестко сказать о язвах реальности могло только глубоко страдающее сердце истинного сына своей земли.
В ряде стихотворений пейзажные образы получают символическое значение и одухотворяются: «Ветка Палестины» (1837), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841), «Утес» (1841) и др. Образ Родины немыслим без картин русской природы. Так, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837) пейзажные зарисовки позволяют автору представить на страницах лирического произведения красоту земли, гармонию, царящую на ее просторах:
Когда волнуется желтеющая нива.И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка…В тексте автор активно использует лексику, воздействующую на органы чувств читателя (зрение, слух): желтеющая нива, малиновая слива, зеленого листка; волнуется, шумит при звуке. Этот прием позволяет читателю проникнуть в мир стихотворения, стать его действующим лицом, испытать то же чувство любви и умиротворения, какое переживает лирический герой.
Постижение Божественного начала жизни, по мысли поэта, происходит через созерцание природы, через метафорическое ее осмысление: Материал с сайта //iEssay.ru
Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу Бога…Через проникновение в мир природы лирический герой может глубже понять и почувствовать свою связь с миром, приблизиться к ощущению счастья. Природа на редкие мгновения позволяет лирическому герою слиться с ней и обрести некое подобие «смирения» и оказаться в самом центре мироздания.
Образ Родины предстает на страницах лирических произведений М. Ю. Лермонтова неоднозначным, вызывающим противоречивые чувства (особенно когда речь идет о бесправном положении народа), но именно в стихотворениях, где поэт воспевает русскую природу, предстает величественный облик земли, которую поэт любит горячо и преданно.