Мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. М. Ю. Лермонтов После р
Тема: Общие темы

Тема пророчества в лирике М. Ю. Лермонтова

Мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы;

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

М. Ю. Лермонтов

После разгрома восстания декабристов, в мрачный период полицейской реакции многие писатели отошли от революционных идей, идей свободы. Литература начала терять то боевое назначение, которое она приобрела во времена декабристов, Грибо­едова, Пушкина.

Русских поэтов всегда волновали думы о своем предназначении, месте в жизни страны. По мнению Пушкина, только тот, кто всегда душой, стремлениями со своим народом, может оправдать свое назначение поэта: правдивым поэтическим словом про­буждать в человеке высокие чувства. «Глаголом жги сердца людей» — вот что дол­жен помнить истинный поэт-гражданин.

Когда равнодушие нового поколения к общественной жизни, безучастность стали нормой жизни, когда оно превратилось в «презренных рабов перед властью», Россия услышала голос поэта-гражданина Лермонтова — он зазвучал, «как колокол на баш­не вечевой». Поэт не сразу пришел к своему «Пророку». Лермонтов-романтик востор­женно воспринимает судьбу поэта, который стоит выше «толпы», он живет своими мечтами, своими страданиями. «Я сам собою жил доныне», — пишет он.

Но жизнь вторгается в придуманный им мир, его начинают привлекать люди, кров­но связанные с народом, волновать судьба поколения. Лермонтов отвергает поэзию, которая только переливает «в гремучие напевы, несчастный жар страдальческой люб­ви». Так в Лермонтове-романтике рождается Лермонтов-реалист. И уже совсем по-дру­гому звучит тема назначения поэта в стихотворениях «Кинжал», «Поэт», «Не верь себе». Последняя строфа стихотворения «Кинжал» — это обещание-клятва поэта не изменять своим принципам, быть твердым и стойким:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

В стихотворении «Поэт», как в литературном манифесте, Лермонтов призывает поэтов-современников возродить традиции передовой гражданской поэзии. И опять появляется образ кинжала: поэзию автор сравнивает с кинжалом, который может быть «игрушкой золотой» или опасным оружием — в зависимости от того, какую цель ста­вит перед собой его владелец.

В годы подготовки декабрьского восстания, во времена Рылеева и Пушкина, поэзия звала к борьбе; голос ее «звучал, как колокол на башне вечевой». Но среди своих со­временников Лермонтов не видит такого певца. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье!» — восклицает он.

Роль поэта и поэзии, по мнению Лермонтова, в том, чтобы «воспламенять бойца для битвы», всегда быть со своим народом и призывно звучать «во дни торжеств и бед народных». Материал с сайта //iEssay.ru

Незадолго до своего трагического конца Лермонтов создает стихотворение «Про­рок». Само название говорит, что оно навеяно «Пророком» Пушкина. В нем с потря­сающей силой раскрывается трагедия поэта-пророка. Да, поэт-пророк, которому свы­ше дан дар видеть дальше, чувствовать глубже, говорить правдивее. «Но нужен ли этот дар людям? — снова и снова спрашивает он себя. — Нужны ли кому-нибудь "любви и правды чистые реченья"?» К сожалению, люди, которым служит его талант, остают­ся холодными и равнодушными, превыше всего они ценят покой и благополучие. Поэт- пророк вызывает у них лишь смех и презрение.

И все-таки Лермонтов убежден в своей правоте: поэт должен «желать дела, ак­тивно вмешиваться в жизнь». Поэтому стихотворение «Поэт» заканчивается призы­вом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов видел в поэзии большую силу, способную завоевывать сердца, пробуж­дать «чувства добрые» и поднимать людей на борьбу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Лермонтов Михаил Юрьевич Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова