Каменец-Подольская крепость. Тайны замков 15–16 вв. (история Украины)
1. Какая крепость считается наиболее прочной в Украине?
Выдающимся памятником оборонительной архитектуры Украины является Каменец-Подольская крепость. Комплекс ее сооружений на высоком скалистом берегу реки Смотрич формировался на протяжении веков. Крепость была одним из наиболее неприступных оборонных сооружений Подолья. Турецкий путешественник Евлия Челеби, который путешествовал по Украине в 1656 г., писал: «Равной ей нет не только во владениях польских, но, по-видимому, и в чешских, и в Шведской стране, и в государстве Голландском, и в горах Немецких». С конца 15 в. до середины 16 в. деревянные укрепления заменяли на каменные, утолщали и повышали стены, строили новые башни и пр. В середине 16 в. крепость приобрела вид, близкий к сегодняшнему. По форме она стала вытянутым с востока на запад прямоугольником, окруженным высокими стенами и башнями, количество которых по тем временам достигало четырнадцати (в настоящее время крепость имеет их 11, двенадцатая – Водяная – была расположена на берегу Смотрича, из крепости виден лишь ее разрушенный верхний ярус).
Каменец-Подольская крепость. |
2. Какие тайны хранят замки 15–16 вв.
Верхний замок в Луцке – одно из самых древних, крупнейших и лучше всего сохранившихся в Украине сооружений такого типа. Он был мощнейшей крепостью на Волыни и первой в этих землях каменной крепостью с несколькими башнями. Замок имеет форму треугольника, ограниченного 12-метровыми стенами с тремя башнями – 27-метровыми Надвратной (Въездной), Стировой и 14-метровой Владичей. От города замок отделялся глубоким рвом с водой. Строительство каменного замка началось в 14 в. в период правления на Волыни князя Любарта из литовской династии Гедиминовичей на месте старого деревянного. Материал с сайта //iEssay.ru
Жизнь за стенами замков на украинских землях проходила по европейским обычаям. Княжеские дворы охотно принимали странствующих музыкантов, жонглеров, а позже и шутов. Между скоморохами и жонглерами, которые радовали простой народ, и теми, кто развлекал князей, не было особенных отличий. Артисты того времени были мастерами на все руки: музыкантами, акробатами, жонглерами и дрессировщиками зверей. Источники рассказывают об акробатах, которые демонстрировали свои трюки на натянутых канатах, держа кувшины с водой, или игрались на наклонном канате мечами, акробатах на шарах. Есть упоминание даже о таких опасных номерах, как полет «из церкви или высоких палат на шелковых крыльях». Особенной популярностью при княжеских дворах пользовались дрессировщики диких зверей. Больше всего почитали артистов с медведями. Дрессировщики учили животных становиться на задние лапы, подражать человеческим движениям, танцевать в такт музыки. Медведи развлекали зрителей борьбой и танцами. Дрессировали также собак, лошадей, волков и даже зайцев. Животные в замках некоторых князей содержались в зверинцах – предшественниках современных зоопарков.