1. Как историкам становятся полезными думы казацкой эпохи? Самым ценным достоянием устного народного творчества казацкой эпохи являются исторические
Тема: История Украины

История и фольклор (история Украины)

1. Как историкам становятся полезными думы казацкой эпохи?

Самым ценным достоянием устного народного творчества ка­зацкой эпохи являются исторические песни и думы. Думами называют устно-поэтические произведения о важных событиях и выдающихся деятелях истории, которые полупропевались-полупроговаривались путешествующими певцами под музы­кальное сопровождение на бандуре, кобзе или лире.

Лира
Кобза
Бандура
Кобзарь с поводырем. Художественная реконструкция С. Васильковского. Альбом «Из украинской древности». 1900 г.

Героем одной из дум является Самийло Кишка. Дума рассказывает об отчаянной попытке укра­инских пленников освободиться с турецкой галеры-каторги. Много лет скитался на турецкой галере с казаками-побратимами Самойло. Наконец дождался подходящей минуты. В думе рассказывается, как Алкану-паше, «Трапезондско­му князю», приснился сон, пред­вещавший, что его галера будет ограблена, надзиратели изрубле­ны, а все невольники освобожде­ны. Именно так все и случилось. Турки, по приказу Алкана-паши, осмотрели галеру, но ничего не за­метили и уснули. Кишка раздобыл ключи, отпер кандалы, и невольники восстали. Вскоре сечевое общество приветствовало Кишку:

Казацкие лодки атакуют турецкую галеру-каторгу
Здоров... здоров, Кишка Самийло,
Гетман запорожский!
Hе погиб еси в неволе,
Hе погибнешь и с нами, казаками, на воле!

На основании письменных источников историки пришли к выводу, что дума воссоздает настоящие исторические события. В 80-х годах 20 века в архивах были найдены документы, под­твердившие, что в одной из битв с турками (вероятно, в сентябре 1620 г.) Самийло Кишка попал в турецкую неволю. В те­чение семи лет скитался он на галере, однако не оставлял надежды освободиться. Когда представился случай, поднял вос­стание и вместе с товарищами вернулся домой.

2. Каких исторических деятелей прославляют историче­ские песни?

Князь Дмитро-Байда Вишневецкий.

Ответ на этот вопрос поищем на примере. Так, героем исторической «Песни о Байде» стал украинский князь-гетман Дмитро Вишневецкий. Он прославил свое имя тем, что в 1556 г. на острове Малая Хортица, ко­торый лежит в нижней части течения Днепра (в настоящее время в г. Запо­рожье), построил замок-крепость, кото­рый считают первой Запорожской Се­чью. В одном из походов во владения крымского хана и на турецкие крепо­сти Дмитро Вишневецкий попал в плен и был передан туркам. Там «его... сбро­сили с башни на крюки, вмурованные в стены около морского залива по дороге из Константинополя в Галлату. Зацепившись ребром за крюк, жил в таком состоянии три дня, пока турки не убили его из лука за то, что ругал их веру», – рассказывают очевидцы со­бытий.

По легенде, султан Сулейман I, пораженный исключительным мужеством и презрением к смерти, предложил украинскому князю свою милость, если тот перейдет на его сторону. Но Виш­невецкий предпочел погибнуть, чем стать изменником.

Народная песня об этих событиях повествует так:

Ой как крикнет царь да своим гайдукам:
«Вы возьмите Байду крепко в руки,
Вы возьмите Байду и свяжите,
И за крюк ребром его зацепите!».
Ой висит Байда и не день, не два,
Да не ночь одну, не один часок;
И на служку своего поглядывает...
«Ой служка ты мой молодой,
Да подай мне лучок тугой,
Подай мне тугой лучок
И стрелочек целый пучок!».
Экспонаты историко-культурного заповедника «Запорожская Сечь» на о. Хортица (г. Запорожье). Остатки казацкого укрепления были найдены на Малой Хортице во время археологических раскопок. Ныне Хортица с прилегающими островами и скалами является национальным заповедником. На его территории действует Музей истории запорожского казачества.

3. Почему кошевой атаман Иван Сирко стал героем многих преда­ний и легенд?

Самым известным кошевым атаманом за всю историю Запорожских Сечей был Иван Сирко (ок. 1610–1680). Он провел свыше 60 битв про­тив войск Османской империи и Крымского ханства и ни разу не по­терпел поражения. Своими походами И. Сирко снискал славу непобеди­мого полководца. Он еще при жизни стал героем многих легенд. Материал с сайта //iEssay.ru

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Ильи Репина. 1880–1891 гг.

Фольклорная традиция связывает с именем Ивана Сирко написание легендарного письма турецкому султану.

Народные сказания свидетельствуют, что в ответ на требование ту­рецкого султана Мехмеда ІV признать зависимость от Турции и подчи­ниться ему, «непобедимому рыцарю», запорожцы во главе с И. Сирком написали следующее остроумное письмо:

«Запорожские казаки турецкому султану.

Ты – шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и само­го люцифера секретарь! Какой же ты к черту рыцарь? Не будешь ты способен сыновей христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землей, водой будем сражаться с тобой. Вавилонский ты по­вар, македонский колесник, иерусалимский пивовар, александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас!.. Так тебе казаки от­вечают, гнус! Не достоин ты и свиней христианских пасти! Числа мы не знаем, потому что календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день – такой у нас, как и у вас!..

Кошевой атаман Иван Сирко со всем кошем запорожским».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
История в символах и знаках История История как наука