История и фольклор (история Украины)
1. Как историкам становятся полезными думы казацкой эпохи?
Самым ценным достоянием устного народного творчества казацкой эпохи являются исторические песни и думы. Думами называют устно-поэтические произведения о важных событиях и выдающихся деятелях истории, которые полупропевались-полупроговаривались путешествующими певцами под музыкальное сопровождение на бандуре, кобзе или лире.
Лира |
Кобза |
Бандура |
Кобзарь с поводырем. Художественная реконструкция С. Васильковского. Альбом «Из украинской древности». 1900 г. |
Героем одной из дум является Самийло Кишка. Дума рассказывает об отчаянной попытке украинских пленников освободиться с турецкой галеры-каторги. Много лет скитался на турецкой галере с казаками-побратимами Самойло. Наконец дождался подходящей минуты. В думе рассказывается, как Алкану-паше, «Трапезондскому князю», приснился сон, предвещавший, что его галера будет ограблена, надзиратели изрублены, а все невольники освобождены. Именно так все и случилось. Турки, по приказу Алкана-паши, осмотрели галеру, но ничего не заметили и уснули. Кишка раздобыл ключи, отпер кандалы, и невольники восстали. Вскоре сечевое общество приветствовало Кишку:
Казацкие лодки атакуют турецкую галеру-каторгу |
На основании письменных источников историки пришли к выводу, что дума воссоздает настоящие исторические события. В 80-х годах 20 века в архивах были найдены документы, подтвердившие, что в одной из битв с турками (вероятно, в сентябре 1620 г.) Самийло Кишка попал в турецкую неволю. В течение семи лет скитался он на галере, однако не оставлял надежды освободиться. Когда представился случай, поднял восстание и вместе с товарищами вернулся домой.
2. Каких исторических деятелей прославляют исторические песни?
Князь Дмитро-Байда Вишневецкий. |
Ответ на этот вопрос поищем на примере. Так, героем исторической «Песни о Байде» стал украинский князь-гетман Дмитро Вишневецкий. Он прославил свое имя тем, что в 1556 г. на острове Малая Хортица, который лежит в нижней части течения Днепра (в настоящее время в г. Запорожье), построил замок-крепость, который считают первой Запорожской Сечью. В одном из походов во владения крымского хана и на турецкие крепости Дмитро Вишневецкий попал в плен и был передан туркам. Там «его... сбросили с башни на крюки, вмурованные в стены около морского залива по дороге из Константинополя в Галлату. Зацепившись ребром за крюк, жил в таком состоянии три дня, пока турки не убили его из лука за то, что ругал их веру», – рассказывают очевидцы событий.
По легенде, султан Сулейман I, пораженный исключительным мужеством и презрением к смерти, предложил украинскому князю свою милость, если тот перейдет на его сторону. Но Вишневецкий предпочел погибнуть, чем стать изменником.
Народная песня об этих событиях повествует так:
Ой как крикнет царь да своим гайдукам:«Вы возьмите Байду крепко в руки,Вы возьмите Байду и свяжите,И за крюк ребром его зацепите!».Ой висит Байда и не день, не два,Да не ночь одну, не один часок;И на служку своего поглядывает...«Ой служка ты мой молодой,Да подай мне лучок тугой,Подай мне тугой лучокИ стрелочек целый пучок!».3. Почему кошевой атаман Иван Сирко стал героем многих преданий и легенд?
Самым известным кошевым атаманом за всю историю Запорожских Сечей был Иван Сирко (ок. 1610–1680). Он провел свыше 60 битв против войск Османской империи и Крымского ханства и ни разу не потерпел поражения. Своими походами И. Сирко снискал славу непобедимого полководца. Он еще при жизни стал героем многих легенд. Материал с сайта //iEssay.ru
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Ильи Репина. 1880–1891 гг. |
Фольклорная традиция связывает с именем Ивана Сирко написание легендарного письма турецкому султану.
Народные сказания свидетельствуют, что в ответ на требование турецкого султана Мехмеда ІV признать зависимость от Турции и подчиниться ему, «непобедимому рыцарю», запорожцы во главе с И. Сирком написали следующее остроумное письмо:
«Запорожские казаки турецкому султану.
Ты – шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого люцифера секретарь! Какой же ты к черту рыцарь? Не будешь ты способен сыновей христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землей, водой будем сражаться с тобой. Вавилонский ты повар, македонский колесник, иерусалимский пивовар, александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас!.. Так тебе казаки отвечают, гнус! Не достоин ты и свиней христианских пасти! Числа мы не знаем, потому что календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день – такой у нас, как и у вас!..
Кошевой атаман Иван Сирко со всем кошем запорожским».