Поединок (рассказ на историческую тему)
– Когда же прозвали его Вещим? – дергал папину руку Малко.
– Ты таки хочешь обозлить богов, – предостерегающе говорил отец, поглядывая на небо, с одной стороны нахмурившееся грозовыми тучами.
Отец и сын подошли к берегу Почайны (река, приток Днепра), позвали перевозчика.
– Дядя, а может вы знаете, почему прозвали властелина Горы (так называли верхнюю часть Киева; один из холмов, где, по летописи, возник город; здесь располагались дворцы князя и бояр) Вещим? – вырвалось у парня, как только лодка закачалась на мягких волнах.
Словоохотливый перевозчик обрадовался: пусть этот почтенный мастер остается наедине со своими думами-бедами, я же побеседую с маленьким подольским говоруном.
– По-разному говорят люди,– неторопливо начал предание. – С тех пор, как сел Олег на Горе, словно гадюки, поползли по городу слухи: неправдой получил он княжеский дворец, не будет справедливой и его смерть – никогда не увидит душа Олега Вырия (по представлениям древних украинцев, остров во Вселенной, где собирались боги и души умерших; туда же слетались на зиму птицы). Еще и беду накличет на древние киевские горы, где были когда-то счастливыми наши деды и родители.
Говорили-обсуждали киевляне, а все-таки подчинялись воле чужестранца, потому что старейший из волхвов Перуна назвал нового властелина Вещим – предвещали его Киеву всемогущие боги. Это их гнев убил последнего Киевича за измену прадедовской вере. А что Перун (бог грома и молнии у древних славян) помогает ему, так это правда. Из скольких земель собирают дань его дружинники и нигде не знают сопротивления!
Лодка ударилась о берег.
Вдруг мелькнула молния, и небо посыпало густые капли. Неожиданный дождь заставил плотника задержаться в обществе говорливого перевозчика. «Все беды у людей от длинного языка», – подумал он, однако остался переждать ненастье в хижине старика.
– Чудеса рассказывают о том Олеге, – продолжал перевозчик. – Вроде бы видели, как в полнолуние вылетает из его хором сокол-птица, летит куда-то на Лысую гору (одна из гор на правом берегу Днепра; согласно верованиям древних киевлян, место, где собирались темные силы) или в Дорогожичи (урочище в Киеве), а там превращается в змея-полоза и служит горбатой сизоглазой ведьме, которая иногда появляется на подольском торжище.
От этих слов у Малко остывала кровь: не лжет старик. Видел он и сам эту колдунью, еще и хлеб ей давал.
– Скрывает Олег свое колдовство. Но однажды не удержался. Было это во время похода на Византию. Благополучно спустилась дружина Олега Славутой (давнее поэтическое название Днепра) к морю, прошла и море. Но перекрыли хитроумные византийцы вход в свою гавань. Натянули огромную цепь, прикрепленную к каменным башням на берегах залива Золотой Рог. Тогда Олег приказал вытащить лодки и поставить их на колеса. И увидели чужестранцы небывалое: под натянутыми парусами корабли Олега летели по суше к их столице.
Задрожали заморские края: как воевать с властелином, который имеет крылатые корабли?! С тех пор платят они Киеву большую дань. Известие о победе достигло Киева раньше Олега. Его же за мудрость назвали именем Вещий... Материал с сайта //iEssay.ru
Поздно вечером плотник с сыном возвращались домой. Но ночь и тихий плеск Днепра почему-то не укачали шумный Подол. Его улицы охватила необычная суматоха: везде пылали костры, люди взволнованно переговаривались. С высокой Киевской горы, из княжеского дворца, скатилась новость: умер Вещий Олег. Исполнилось давнее пророчество о смерти от коня. Не разминулся Олег с Судьбой. Давно умер его верный конь Лебедь. Но смерть караулила, спрятавшись гадюкой под омытыми талой водой и дождями костями Лебедя.
Горели звезды, а на подольском торжище согбенная возрастом сизоглазая женщина рассказывала о последних минутах Олега. Отравленный змеей, потребовал он увидеть Аскольдову могилу.
– Склонил Олег низко голову, – то ли смеялась, то ли плакала женщина, – и сказал: «Не стал твой город родным мне. Ты победил в поединке, князь».