Под зеленым шатром Софиевки (рассказ на историческую тему)
Украинский городок Умань вот уже полгода жил в каком-то приподнятом настроении. Особое оживление наблюдалось вокруг Царицыного сада – знаменитой Софиевки. С утра из зеленых дебрей сада несся не птичий щебет, а шумный разговор мастеров, стук топоров, визжанье пил, скрежет диковинных машин, с помощью которых чистили парковые водоемы и фонтаны.
Иосиф каждое утро направлялся в сад с отцом, который служил помощником садовника. В это утро парень имел более веселую компанию. На летние каникулы из Киева приехал его друг Николай.
– Ты удивишься, Иосиф, но о Софиевке знают и в нашей гимназии, – вдыхая полной грудью зеленые ароматы лета, вспомнил Николай. – Один из преподавателей набирался опыта у здешних садовников.
– Что же здесь странного. В этом году приезжает много знаменитостей – садовников, учителей, даже профессоров... А сколько художников повадилось! Готовятся к юбилею.
– Неужели Софиевке сто лет?
– Нет, Николай, будут праздновать не юбилей сада. Хоть ему и действительно без нескольких лет – век. Торжества посвящены 50-летию главного училища садоводства. Их планируют на Рождество. Говорят, и бал будет, как при графе Феликсе Потоцком. Ожидают самых уважаемых гостей. Поэтому не только сад, но и весь город прихорашивается.
– Так это из-за зимнего празднования вся суматоха? Однако знаешь, я рад, что в парке толчется столько народу. Не так одиноко будет мне рисовать. Я, друг, решил окончательно: буду художником. А ты не оставил свою мечту стать гидроинженером? – спросил Николай.
Иосиф сошел с центральной аллеи на узкую тропинку и, кажется, не слышал товарища. Но вдруг позвал.
– Идем, я покажу тебе фонтан, который я сам починил. Он не работал – не поверишь – лет 80. Говорят, со смерти графини Софии.
Тропа привела друзей в удаленный закоулок парка, над которым возвышалась гранитная скала. Присмотревшись, Николай заметил в скале узкое ущелье. Протиснувшись сквозь него, ребята оказались в небольшом гроте. Где-то в темноте изредка падали капли.
– Видишь, откуда капает? – спросил Иосиф.
Николай пристальнее присмотрелся и увидел, что вода будто просачивается прямо из каменной глыбы, тоненькой струей сбегает по камням и падает в мраморную вазу.
– Когда ваза наполнится, заработает фонтан – брызги многолепестковым цветком окутают вазу и так будет длиться несколько секунд, пока не выплеснется вода, а потом – все сначала, – рассказывал Иосиф. – Уманские старожилы рассказывали отцу, что фонтан расцветал всегда в одно и то же время. Когда именно, знала только графиня. И всегда приходила полюбоваться. Это была ее тайна.
– Так ты уже разгадал все загадки сада? – спросил Николай.
– Куда там! Хотя отец говорит, что тайна сада простая – она в любви.
– А почему бы и нет, – подхватил мысль Николай. – Все знают, что уманский парк граф Потоцкий задумал построить как подарок жене Софии. Об этом свидетельствовала и надпись на одном из обелисков около входных ворот – «Любовь преподносит Софии». Творец парка – инженер Людвиг Метцель, в прошлом адъютант графа, его близкий друг и управляющий имением, воплощая замысел Потоцкого, стремился сохранить изысканную красоту урочища реки Каменки, потому что любил природу и считал ее образцом совершенства.
– Что значит сохранить? – удивился Иосиф. – Разве ты не знаешь, что все прелести Софийского парка – искусственные, построенные.
– Неужели ты думаешь, что за годы учебы в Киеве я успел это забыть. Однако я имею в виду не беседки и фонтаны, а ручьи и озера, скалы и водопады.
– Именно об этом я и говорю, – заметил Иосиф. – Отец рассказывал, что на строительстве парка трудились тысячи рабочих. Все наши скалы и террасы – творение их рук. Материал с сайта //iEssay.ru
– Что же, – задумался Николай, – тогда стихи поэта Трембецкого, которого пригласил граф Потоцкий, чтобы он прославил красоту сада, в действительности восхваляют человеческий труд, способный и пустыню превратить в рай.
– Верно говоришь, – приобщился к разговору отец Иосифа, который наконец нашел ребят. – Добавлю только, что приложило труд в Софиевке не одно поколение мастеров. Впоследствии, когда парк стал собственностью русской императрицы (отсюда его второе название – Царицын сад), здесь неутомимо работали строители, мастеровые, садовники. Были заложены оранжереи, где росли экзотические растения из разных уголков мира. Работала большая пасека. В 1859 году в Умань из Одессы было переведено главное училище садоводства. Усилиями преподавателей и студентов парк стал настоящим музеем редких растений.