Духовенство. «Те, кто молится»
Самое почетное место в средневековом обществе Европы занимало духовенство. Оно образовалось еще в начале средневековья, когда Европа стала христианской. Основной обязанностью духовенства было осуществлять богослужение и церковные таинства (крещения, венчания, причащения, исповедания и т. п.).
Духовенство не было однородным. Оно делилось на разряды — духовные саны, от самых высоких (прелаты) до самых низких (простые священники и их помощники). Существовало также деление духовенства на «белое» (священники и те, кто помогал им в богослужении) и «черное» (монахи). Монахам с самого начала запрещалось вступать в брак, на латинское (западное) «белое» духовенство этот запрет распространился в XI в.
Священниками и монахами становились представители разных общественных групп, от младших сынов феодалов (их отдавали в монастырь, чтобы они не претендовали на родительское наследство) до крестьянских детей.
Посвящал в священники епископ, который заботился о том, чтобы посвященный имел «титул» — гарантированную прибыль. «Титул» предоставлял священнику преимущественно местный феодал, поэтому к XI в. духовенство очень зависело от светской (нецерковной) знати. «Титулом» служил в средневековой Европе, как правило, земельный надел.
Священники жили «в миру», то есть среди мирян, а монахи — чаще всего в монастырях. Считалось, что монахи осуществляют больший духовный подвиг и что их молитвы лучше доходят к Богу. Чтобы стать монахом, сначала надо было пройти испытание физической работой и послушанием. Послушники (кто проходил испытание) еще могли вернуться к светской жизни, но после посвящения они уже навсегда оставались в духовном сане. Материал с сайта //iEssay.ru
Странствующие монахи. Со средневековой миниатюры |
Монахини. Со средневековой миниатюры |
Основателями монастырей преимущественно были короли и светские вельможи. Они наделяли монастыри землей, но за это присваивали себе право назначать (за вознаграждение) старших над монахами — аббатов, которых считали своими слугами. Монахи пользовались паническим страхом мирян перед неизбежной карой после смерти и уговаривали их жертвовать свое имущество монастырям «во спасение души». Поэтому монастырям в средневековой Европе принадлежало много земли и крестьян.