Духовенство в средневековье (белое и черное)
Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — отношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на духовенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духовному сану.
Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали епископы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу, осуществляли церковные таинства (крещение, причастие, венчание, исповедь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия, объединявшая жителей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в архиепископство. На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов – десятину.
Христианская церковь имела определённую иерархическую структуру. На вершине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в церковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епископы, ступенькой ниже — аббаты, а ещё ниже — священники (парохи).
К чёрному духовенству принадлежали монахи или отшельники (с греч. — одиночки, затворники). Первые отшельники появились в III ст. в Египте, а идейным вдохновителем монашеской жизни считается святой Антоний (ок. 250 355). Монахи жили в пустынях и пещерах. Они строго ограничивали себя в еде, отказывались от богатой одежды, избегали человеческое общество. Таким способом затворники будто отрекались от всего мирского, посвящая свою жизнь служению Богу. Со временем жизнь монахов несколько изменилась. Появлялись первые монастыри — мужские и женские. Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилье». Однако монахи жили уже не только уединённо, но и общинами.
VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни
Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.
Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удастся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четвероногих все должны воздерживаться, кроме больных.
Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.
Монастырь был хозяйством с замкнутым циклом, полностью себя обеспечивающим. Монахи сами возделывали землю, растили сады и виноградники, строили мельницы, изготовляли орудия труда. Их достижения использовали в своих хозяйствах феодалы, крестьяне. Монастыри быстро богатели за счет щедрых даров и пожертвований набожных людей. Потому на протяжении VIII -X вв. немало монастырей превратилось в своеобразные феодальные сеньории, обслуживаемые зависимыми крестьянами. Материал с сайта //iEssay.ru
Урок. Миниатюра. Начало XIV в. |
В скриптории. Миниатюра. 1025 г. |
Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как может показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.
Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мастерские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открывали школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.
Аббат (аббатиса) — настоятель (настоятельница) монастыря; происходит от древнееврейского слова «абба», то есть «отец».
Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза.
Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.
Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.