В начале эпохи Средневековья (приблизительно до Карла Великого) строительство было так запущено, что тогдашние мастера вынуждены были изучать архитект
Тема: Средневековая культура западной Европы

Архитектура и искусство средневековой Европы. Романский и готический стили

В начале эпохи Средневековья (приблизительно до Карла Великого) строи­тельство было так запущено, что тогдашние мастера вынуждены были изучать архитектурные достижения древних римлян. Как следствие, в X в. в Западной Европе начинает формироваться романский (римский) архитектурный стиль. Это был первый общеевропейский стиль, распространившийся в XI-XII вв.

Христиане хотели увековечить свою любовь к Господу в роскошных храмах. Материалом для их строительства был тесанный белый и розовый камень. Храмы были такими большими и мощными, что при необходимости могли выдержать атаки врагов и стать убежищем для парафиян и паломников.

Схема романского собора: 1 - центральный неф; 2 - боковой неф; 3 - свод.

XI в. Из работы «Пять книг историк своего времени» монаха Рауля Глабера

Когда наступил третий год, что шёл за тысячным, почти все земли, а более Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений; хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. Настоящее соперниче­ство побуждало едва ли не каждую христианскую общину возводить более пышную церковь, чем у соседей. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. В это время почти все епископские и монастырские церкви, посвящённые разным святым, и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее.

Романское искусство достигло наивысшего расцвета около 1100 г., когда в аббатстве Клюни и была возведена наибольшая в Европе романская церковь. Кроме мона­стырских комплексов и храмов, в романском стиле возводились многочисленные замки, городские дома.

Городская ратуша. Брюссель. 1402-1449 гг.

Романские храмы строились по образцу базилик. Так древние римляне называли большие общественные зда­ния, где заседали суды и велась торговля. Такие храмы, имели, прямоугольную форму. Внутри были разделены колоннами на три или пять продольных частей. Сверху колонны украшали канители (резной скульптурный орнамент). В западной части храма находился портал (главный вход), а в восточной — алтарь (место богос­лужения). Романские храмы имели толстые стены, массивные угловые башни и небольшие узкие окна, поэ­тому они напоминали крепость. Внутри стены украшали фресками — росписью красками по свежей, ещё влажной штукатурке.

Храм Богоматери в Пуатье. XII в.

Именно в это время появляются рельефы, их иногда раскрашивали, что делало изображение чётким и выразительным.

Здания были мрачными. Зодчие стремились наполнить их светом, но это стало возможным только с появлением нового стиля — готического (от названия племени готов). Он развился в XIII-XIV вв. и, в отличие от романского, считался варварским.

Герцог. Еккергард и его жена Ута. Собор в Мейсене. XIII в.

Классический образец готической архитектуры — городская ратуша в Брюсселе. Это трёхэтажное здание первой половины XV в. Над ратушей воз­вышается башня, высота которой достигает 90 метров. На её вершине сооружён пятиметровый флюгер с изображением святого Михаила, убивающего дракона. У подножия здания — широкие овальные ворога, украшенные скульптурами, — символами Правосудия, Осторожности, Мира, Закона, Сдержанности и Силы.

Расцвет готики приходится на период побед городских коммун. В городах, полу­чивших право на самоуправление, артели ремесленников возводили ратуши. Здесь размещались органы городского самоуправления. Ратуша была большим каменным зданием, над которым вздымалось остриё башни — своеобразный символ незави­симости города.

Схема готического собора: 1 центральный неф; 2 - боковой неф; 3 - контрфорс; 4 - свод; 5 - аркбутан.

Но самое величественное сооружение готической архитектуры — это собор. Готические соборы — символы богатства и могущества города — были величествен­ными, устремлёнными к небесам. Если в романском храме свод опирался на толстые стены, то в готическом соборе — на стрельчатые арки, которые держались на стол­бах. Это делало сооружение более просторным и светлым. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Из него выкладывали разно­образные витражи с изображением людей и растений. Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фан­тастические фигуры зверей), живописные полотна.

Валаам и ангел. Скульптура капители. Собор в Маастрихте. XII в.

Кафедральный собор в Реймсе, где короновались французские короли — одна из прекраснейших архитектурных готических достопримечательностей Франции. Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на месте паломничества; здесь ещё в языческие времена находился священный источник. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов. Внутри второго яруса размещено огромное круглое окно, каменное переплетение которого по форме напоминает цветок. Это знаменитая готическая «роза». По обе сто­роны от неё размещены высокие узкие окна. Весь второй ярус украшают статуи библейских царей — предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями.

Собор в Вормсе. XI XII вв.
Миланский собор. Основная часть собора, построенная в XIV-XV вв.

Архитектура

В X-XII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Характерные сооружения — замки, храмы — были похожи на крепости. Их массивность заменили легкость, стремительность готических зданий: соборов, дворцов, ратуш, жилых домов и т. п. Искусство готики (XIII-XV вв.) было ближе жизни и чувствам людей. Материал с сайта //iEssay.ru

Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска. XIV в.

Скульптура

Средневековые храмы Западной Европы неразрывно связаны со скульптурой.

Готические фигуры были неотделимы от стен. Камень будто оживал, мастера передавали в изображениях внутреннюю красоту, сильные чувства и внешнее очарование.

Живопись

Время сохранило для нас многочисленные памятники средневекового искусства: иконы, фрески, мозаики, миниатюры, гравюры и т. п. Продолжая готические традиции, художники позднего Средневековья проявили глубокий интерес к духовному миру человека. Это способствовало появлению в живописи пейзажа, портрета.

К. Кривелли. Мария Магдалина. 1470 г.
А. Дюрер. Автопортрет с пейзажем. 1498 г.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Архитектура и влияние церкви на неё в средневековье. Готический стиль История средних веков Вера и наука в средневековье. Философия