Вера и наука в средневековье. Философия
Мировоззрение средневекового человека было религиозным, мир он воспринимал сквозь религиозные образы и понятия. Мало кто сомневался в том, что началом и концом всего есть Бог. Спорили только о том, как надо его познавать — верой или умом? Одни считали: верой и только ею! Дескать, Бог дал людям откровение вместо любого другого знания, поэтому тем, кто будет изучать Библию, наука не нужна, ибо они и без нее будут мудрейшими из мудрецов.
VI в. Из книги римского писателя и политика Кассиодора «Об изучении наук божественных и человеческих»
Нам следует знать, что разум дается не только науками, но что Бог дарует совершенную мудрость кому захочет. Ибо если бы познание добра было заключено лишь в науках, то не могли бы обладать совершенной мудростью не сведующие в науках. Но поскольку многие неграмотные достигают истинного познания и истинной веры через откровение свыше, то, бесспорно, Бог дарует чистым и благочестивым умам то, что считает полезным для них.
Полноте, размышляли другие, зачем же тогда Бог дал людям разум, если следует полагаться лишь на божественное откровение? Если ограничиваться лишь верой, то и впредь будем иметь в работах богословов обилие несуразиц и разногласий (так считал, в частности, один из выдающихся средневековых философов Пьер Абеляр). Основой познания должен быть только разум! Чтобы верить, надо понимать!
Аверроэс. Рисунок XX в. |
Нашлись и ученые, которые не впадали в крайности и старались примирить веру и разум. К ним принадлежал, в частности, арабский философ в Испании Аверроэс. Он считал, что веру и разум следует разграничить. Пусть богословы занимаются вопросами веры и оставят науку в покое, а ученые не вмешиваются в вопросы веры. Так будет лучше и для религии, и для науки. Аверроэс имел своих единомышленников в других странах Европы, прежде всего во Франции и Англии.
Были в средние века и такие, кто ни во что не верил.
В XI в. в культурной жизни Запада появилось новое явление — схоластика («школьная философия»). Ученые-схоласты пытались подтвердить наукой религиозные истины, то есть доказать умом то, что ему не подвластно и не нуждается в его вмешательстве. Схоласты восхищались логикой и нередко пытались с ее помощью ответить на абсурдные вопросы: может ли Бог стать огурцом?
Сколько ангелов может расположиться на кончике иглы? Их мудрствования часто вызывали откровенные насмешки. Но схоласты сделали немало полезного для европейской культуры. Они блестяще развили логику, повлияли на средневековое искусство и архитектуру, упорядочили тексты (начали их разбивку на разделы и параграфы) и т. п. Материал с сайта //iEssay.ru
Не нашло ответа европейское средневековье и на спорный вопрос: человек действует так, как захочет, или как ему указывает Бог? Французский схоласт Ж. Буридан (XIV в.) считал, что у человек нет свободы выбора, и доказывал свою правоту таким примером. Если поставить осла на одинаковом расстоянии от двух одинаковых охапок сена, то он падет от голода, поскольку не решится выбрать одну из них. Человек же в такой ситуации поступил бы, благодаря Богу, более рассудительно. Выражение «буриданов осел» стало крылатым. Так называют того, кто находится в состоянии крайней нерешительности.
В XII в. на Западе возрос интерес к трудам античных авторов, прежде всего Аристотеля. Церковь поначалу преследовала тех, кто обращался к этим трудам, но впоследствии решила, что лучше включить выводы Аристотеля в католическое вероучение. За это дело взялись церковные ученые XII-XIII вв. Альберт Великий и Фома Аквинский. Последний утверждал, что истину можно отыскать и в Библии, и в науке. Эти его взгляды легли в основу католического богословия.
Схоластика — средневековая философия, которая ставила целью научно обосновать религиозное мировоззрение.
Логика — наука о законах, форме и способах мышления.