Архитектура и влияние церкви на неё в средневековье. Готический стиль
В средневековой Европе архитектура и искусство ощущали сильное церковное влияние. Это объяснялось тем, что церковная культура была понятной и доступной, а церковь — основным заказчиком архитектурных сооружений и произведений искусства.
До XI в. в европейской церковной архитектуре господствовал романский стиль. Он сложился на основе римских базилик, поэтому его и назвали романским, то есть римским. План романской церкви имел форму латинского креста. Такое здание имело толстые стены, щели вместо окон, полукруглую арку и такой же свод, массивные колонны. Оно напоминало крепость.
Стены романской церкви расписывали художники. Чаще всего изображали жуткие сцены страданий и мук, ибо церковь уверяла, что человек «спасется» только через страдания. Случались и нехристианские изображения — жонглеров, охотников, зверей, чудовищ и т. п.
Архитектурными памятниками средневековой Европы были также феодальные замки и внешне похожие на них монастыри.
Интерьер романского храма. Собор в Шпейере. XI—XII вв. (Франция) |
Росписи романской церкви Сан-Клементе в Тауле. XII в. (Испания) |
Романская скульптура. Собор Сан Лазар в Отене. XII в. (Франция) |
Когда в Европе выросли города, на смену романскому стилю пришел готический (от слова «готы»). Родиной его была Франция. В готическом стиле строились преимущественно соборы и городские ратуши. В отличие от приземистых романских зданий готические соборы своими островерхими башнями и стрельчатыми арками устремлялись вверх. Иногда они достигали высоты современного 40-этажного небоскреба. Для этого строители применили новую конструкцию свода и внешние опорные столбы. Готический собор имел легкие колонны, стены, покрытые кружевом каменной резьбы и многочисленными статуями. Изумительной красоты окна соборов были сделаны из цветного стекла и заменяли настенные росписи, их назвали витражами. Разноцветные стеклышки витражей изображали религиозные и бытовые сцены, рыцарские турниры и т. п.
Интерьер готического собора в Лане. XI-XII вв. (Франция) |
Готический витраж в монастыре Тьюксбери. XIV в. (Англия) |
Готическая статуя мейсенского маркграфа Эккегарда и его жены. Собор в Наумбурге. XIII в. (Германия) |
Нефы самых больших готических соборов помещали до 10 тысяч людей — жителей целого города. Такие соборы возводили несколько поколений мастеров на протяжении десятков, а то и сотен лет.
Скульптура готических соборов была более пластичной и привлекательной, чем раннесредневековая.
Скульптурное оформление главного входа готического собора в Страсбурге. XII—XV вв. (Франция) |
Рельеф «Тайная вечеря» в Наумбургском соборе (Германия). XII в. |
Базилика — прямоугольное здание, которое в Древнем Риме предназначавшееся для судебных заседаний и т. п., потом стало основным типом христианского храма.
Нефы (навы) — отделенные рядом столбов или колонн церковные помещения. Бывают средние, боковые и поперечные нефы.
Предыдущее | Ещё по теме: | Следующее |
---|---|---|
- | История средних веков | Архитектура и искусство средневековой Европы. Романский и готический стили |