В средневековой Европе архитектура и искусство ощущали сильное церковное влияние. Это объяснялось тем, что церковная культура была понятной и доступно
Тема: Средневековая культура западной Европы

Архитектура и влияние церкви на неё в средневековье. Готический стиль

В средневековой Европе архитектура и искусство ощущали сильное церковное влияние. Это объяснялось тем, что церковная культура была понятной и доступной, а церковь — основным заказчиком архитектур­ных сооружений и произведений искусства.

До XI в. в европейской церковной архитектуре господствовал роман­ский стиль. Он сложился на основе римских базилик, поэтому его и назвали романским, то есть римским. План романской церкви имел форму латинского креста. Такое здание имело толстые стены, щели вместо окон, полукруглую арку и такой же свод, массивные колонны. Оно напоминало крепость.

Романские сооружения: собор в Шпейере. XI-XII вв.; церковь Марии в Лaaxe, XII в.

Стены романской церкви расписывали художники. Чаще всего изображали жуткие сцены страданий и мук, ибо церковь уверяла, что человек «спасется» только через страдания. Случались и нехристианс­кие изображения — жонглеров, охотников, зверей, чудовищ и т. п.

Готические сооружения: ратуша в Лувене, XVв.; собор Парижской Богоматери XII-XIII вв.

Архитектурными памятниками средневековой Европы были также феодальные замки и внешне похожие на них монастыри.

Интерьер романского храма. Собор в Шпейере. XI—XII вв. (Франция)
Росписи романской церкви Сан-Клементе в Тауле. XII в. (Испания)
Романская скульптура. Собор Сан Лазар в Отене. XII в. (Франция)

Когда в Европе выросли города, на смену романскому стилю пришел готический (от слова «готы»). Родиной его была Франция. В готическом стиле строились преимущественно соборы и городские ратуши. В отличие от приземистых романских зданий готические соборы своими островерхими башнями и стрельчатыми арками устремлялись вверх. Иногда они дос­тигали высоты современного 40-этажного небоскреба. Для этого строите­ли применили новую конструкцию свода и внешние опорные столбы. Готический собор имел легкие колонны, стены, покрытые кружевом каменной резьбы и многочисленными статуями. Изумительной красоты окна соборов были сделаны из цветного стекла и заменяли настенные росписи, их назвали витражами. Разноцветные стеклышки витражей изображали религиозные и бытовые сцены, рыцарские турниры и т. п.

Интерьер готического собора в Лане. XI-XII вв. (Франция)
Готический витраж в монастыре Тьюксбери. XIV в. (Англия)
Готическая статуя мейсенского маркграфа Эккегарда и его жены. Собор в Наумбурге. XIII в. (Германия)

Нефы самых больших готических соборов помещали до 10 тысяч людей — жителей целого города. Такие соборы возводили несколько по­колений мастеров на протяжении десятков, а то и сотен лет.

Скульптура готических соборов была более пластичной и привлека­тельной, чем раннесредневековая.

Скульптурное оформление главного входа готического собора в Страсбурге. XII—XV вв. (Франция)
Рельеф «Тайная вечеря» в Наумбургском соборе (Германия). XII в.

Базилика — прямоугольное здание, которое в Древнем Риме пред­назначавшееся для судебных заседаний и т. п., потом стало основ­ным типом христианского храма.

Нефы (навы) — отделенные рядом столбов или колонн церковные помещения. Бывают средние, боковые и поперечные нефы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- История средних веков Архитектура и искусство средневековой Европы. Романский и готический стили