Первыми в 1096 г. двинулись в далекий Иерусалим отряды французских и немецких крестьян - почти безоружные, без продовольственных запасов. По пут
Тема: Религия и церковь в жизни средневековой Европы

Крестовые походы 1096—1270 гг.

Первыми в 1096 г. двинулись в далекий Иерусалим отряды француз­ских и немецких крестьян — почти безоружные, без продовольственных запасов. По пути они грабили и убивали всех подряд, особенно евреев. Судьба их была печальной. Византийский император быстро переправил их через пролив Босфор в Малую Азию, где сельджуки почти все это «во­инство» и перебили. Вскоре в Иерусалим направились хорошо вооружен­ные рыцарские отряды. Византийский император и их переправил в Ма­лую Азию. Летом 1099 г. рыцари-крестоносцы ворвались в Иерусалим и совершили там чудовищную резню.

Крестоносцы берут штурмом Константинополь. Миниатюра XIV в.

XIII в. Из рассказа средневекового историка Никиты Хониата об ограблении крестоносцами Константинополя в 1204 г.

Не знаю, с чего начать и чем закончить описание всего того, что совер­шили эти нечестивые люди. Были такие, что разбивали драгоценные чаши; их украшения прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов... О разграблении главного храма (Святой Софии) нельзя и слушать равно­душно. Святые налои, украшенные ценностями и чрезвычайно красивые, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами...

Если кто-либо осмеливался им в чем-либо противоречить или не внимал их требованиям, то получал удар ножом; и не было никого, кто бы ни плакал в тот день. На перекрестках, в переулках, в храмах — везде раздавались жалобные стоны, стенания и плач, мужские крики, рыдания женщин, вопли детей; сплошь и рядом — ограбления, прелюбодеяния, плен, разлука друзей...

Разграбление Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Средневековая миниатюра

К началу ХІI в. крестоносцы застроили Сирию и Палестину феодальными замками и основали там несколько своих государств, крупнейшим из которых было королевство Иерусалимское. Так завершился Первый крестовый поход (1096—1099 гг.).

Государства крестоносцев

Государства крестоносцев
Возвращение из Крестового похода. Художник К. Лессиг. XIX в.

В ХII в. французский и немец­кий короли возглавили Второй крестовый поход (1147-1149 гг.). Турки-сельджуки во главе с талант­ливым военачальником Саладином полностью разгромили в Малой Азии его участников. Третий поход крестоносцев (1189-1192 гг.) возглавили уже старый немецкий император Фридрих I Барбаросса, бедный и мстительный француз­ский король Филипп II Август и храбрый английский король Ричард I Львиное Сердце. Участ­ники похода вскоре разругались, поэтому он закончился неудачно. А вот участники Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) показали себя не защитниками христианской церкви, а самыми настоящими разбойниками с боль­шой дороги. В угоду венецианским купцам они выступили не против мусульман, а против христианской Византии. Крестоносцы сначала разграбили на Балканах христиан­ский город Зару, который принад­лежал венгерскому королю, участ­нику крестоносного движения. Затем взяли штурмом и полностью разграбили Константинополь, уст­роив в нем кровавую бойню.

На протяжении XIII в. состоя­лось еще несколько громких, но малоуспешных Крестовых похо­дов (последний, Восьмой, был ор­ганизован в 1270 г.). Только после этого Европа опомнилась. Призывы пап к новым походам в «святую землю» население теперь уже пропускало мимо ушей. Тем вре­менем сельджуки постепенно вернули себе владения крестоносцев на Востоке. Материал с сайта //iEssay.ru

Игра в шахматы. XIII в. Шахматы завезли в Ев­ропу крестоносцы.

Что дали Европе и Востоку Крестовые по­ходы? Они забрали жизни сотен тысяч людей, принесли колоссальные убытки и, что хуже всего, приучили феодалов любую войну считать «священной». По мнению одних историков, они содействовали взаимообогащению европейской и восточной культур, по мнению же других, культурный обмен происходил и без крестоносцев.

Крестовые походы подвели к гибели Визан­тию и усилили влияние Венеции и Франции, воздвигли стену отчужденности между христи­анским Западом и мусульманским Востоком.

Крестоносцы привезли в Европу игру в шахматы — название это проис­ходит от персидского восклицания «шах мат!», то есть «король мертв!». Церковь позаботилась о том, чтобы название одной из шахматных фигур «слон» заменили на «епископ». Итак, средневековая игра в шах­маты отображала в своем роде государственное устройство.


Налой (аналой) — высокий столик с наклонным верхом для чте­ния в храме стоя богослужебных книг или для храмовой иконы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Ереси и инквизиция История средних веков Крестовые походы XI-XIII вв.