Ереси и инквизиция
В XIII в. в средневековой Европе возникают еретические движения, связанные с появлением и расцветом городов. Именно в городах увеличивалось количество образованных людей, способных читать религиозные книги и размышлять над их содержанием. Они понимали, что служители церкви ничем не напоминают Христа и его учеников-апостолов, не имевших ни власти, ни денег.
Наивысшего расцвета еретические движения достигли во второй половине XII-XIII вв. Их центром стала Южная Франция, где зародились еретические учения катаров (чистых) и вальденсов. Катары утверждали, что в мире проходит вечная борьба добра со злом. В этом поединке должно победить именно добро. Интересно, что церковь во главе с папой они считали воплощением зла, царством саганы. Поэтому катары создали свою церковь. Она не имела иерархии духовных чинов, таинства причастия, поклонения иконам, кресту и мощам. Катары выступали также против церковного землевладения и десятины.
Особенного успеха церковь катаров достигла в районе города Альби на юге Франции. По названию города их ещё называют альбигойцами. Папа Иннокентий III организовал против них крестовый поход. В ходе альбигойских войн было жестоко истреблено немало мирного населения. Так, захватив последнюю твердыню альбигойцев — замок-собор Монсегюр — победители сожгли живьём более двухсот человек, которые отказались отречься от своей веры. Цветущий юг Франции превратился в пустыню.
Одновременно с движением катаров на юге Франции распространялось и еретическое учение вальденсов, которое учредил богатый купец из Лиона Пьер Вальда. Вальденсы отрицали большинство христианских таинств, молитвы, иконы, культ святых и не признавали церковную иерархию. Они отказывались платить налоги и десятину, нести военную службу, выступали против смертных приговоров. В Швейцарии и Италии доныне существуют небольшие группы последователей этого учения.
Для церковной власти еретики казались намного опаснее, чем иноверцы. Еретики считались врагами внутри самой церкви. А с внутренним врагом справиться было куда сложнее. Поэтому прежде всего церковь запретила мирянам читать и толковать Библию. Это позволялось лишь церковнослужителям.
В XIII в. для суда и расправы над еретиками было создано инквизицию (с латин. — розыск, расследование). Проведение инквизиции было поручено монахам-доминиканцам. Инквизиторы считались неприкосновенными особами и подчинялись непосредственно Папе Римскому. Была создана целая система шпионажа, поощрялись доносы. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Жестокими истязаниями из обвиняемого вытягивали признание в ереси, колдовстве и других грехах. Если он соглашался покаяться, его приговаривали к пожизненному заключению, а если отказывался - к сожжению на костре. Нередко проводили церемонию оглашения и исполнения приговора инквизиции над группой еретиков — аутодафе (с исп. «акт веры») на центральной площади города при большом скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда и самого короля с семьей. Материал с сайта //iEssay.ru
В Испании карательная деятельность инквизиции достигла наибольшего размаха под руководством великого инквизитора Томаса Торквемады (1420-1498). По его приговорам в Испании было сожжено от 4 до 10 тыс. человек, обвинённых в ереси.
Ересь (от греч. слова «repecic» — особенное вероучение, секта) — религиозное учение, отрицающее основы (догмы) и организационные формы господствующей церкви.
Десятина — налог, который церковь взыскивала с христиан. Десятина была трёх видов: десятая часть урожая зерновых (большая), также часть урожая плодов и овощей (малая), с приплода скота.