Символизм был самым значительным явлением в поэзии 'серебряного века'. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и 'бес
Тема: Символизм

Символизм в литературе «серебряного века» (конец XIX — начало XX века)

Символизм был самым значительным явлением в поэзии «се­ребряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстети­ческой попыткой уйти от противоречий реальной действитель­ности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоре­тические основы символизма дал Д.С. Мережковский в лекции 1892 года «О причинах упадка и новых течениях современной рус­ской литературы». Символисты утверждали три главных элемен­та: мистическое содержание; символы, естественно возникаю­щие из глубин души художника; утонченные способы выраже­ния чувств и мыслей. Целью символизма был подъем к «иде­альной человеческой культуре», который можно осуществить через синтез искусств. Ключевым понятием символизма был символ. Символ — это многозначное иносказание, которое со­держит в себе перспективу развертывания смыслов. В сжатом виде символ отражает истинную, скрытую сущность жизни. Вяч. Ива­нов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине». Но символ явля­ется и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов.

В русском символизме существовали две ветви — «старшие сим­волисты» (конец 1890-х годов) и младосимволисты (начало 1900-х годов). «Старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Баль­монт, В. Брюсов, Ф. Сологуб). В своей поэзии они развивали мо­тивы одиночества, роковой раздвоенности человека, непозна­ваемости действительности, ухода в мир предчувствий.

«Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов) ищут в реальном его тайный смысл. Их символы, внешне не называющие связи с действительностью, должны были отра­жать действительность, познаваемую не разумом, а интуитив­но. Философской основой «младших символистов» были идеи Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственно­сти, к которой должен устремляться поэт, пытаться выразить ее. Символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: реальный мир лишь несет отпечатки вечных сущностей, истинного мира. Материал с сайта //iEssay.ru

Поэзия символистов отличается особой тональностью, яр­кой эмоциональностью, музыкальностью. В ней создается своя система образов — Прекрасная Дама, Вечная женственность, Душа Мира. Складывается и свой словарь, где часто употребля­ются слова «тайна», «дух», «музыка», «вечность», «мечта», «ту­манный призрак» и т.д. У каждого символиста был свой круг ключевых символических образов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • символизм в в литературе серебряного века
  • символизм в литературе 20 века
  • учебный фильм о символизме
  • символизм в литературе серебряного века кратко
  • 20 век символизм в литературе
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Русские символисты и символизм Литература XX века -