Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про
Тема: Русская литература XX века

Поэзия военных лет

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед­рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос­сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф­ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков­ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте­пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа
Шли им навстречу в утренней рани.
Помню: старуха козленка вела,
Девочка в тонких ручонках несла
Маленький кустик чахлой герани.
Гнал их из города ужас ночной,
Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте
Все, что грозой войны потрясено.
Тому, кто ходит близко возле смерти,
На свете видеть многое дано. …
Когда снега багрились кровью ало,
С души солдатской, что таить греха,
Как мертвый лист по осени, опала
Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли­рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он — русский,

Что русская мать нас на свет родила,
Что в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает­ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно холодать и голодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо­нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева. Материал с сайта //iEssay.ru

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила,
Такая безмерная тяжесть
На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Музыка стиха в поэзии «Серебряного века» Литература XX века Революция и гражданская война в русской прозе 1920-х годов