Вторая половина XIX в. - новый этап в развитии мировой литературы. Значительно усиливаются и укрепляются международные литературные связи, но в
Тема: Общие темы

Развитие литературы во второй половине XIX в.

Вторая половина XIX в. — новый этап в разви­тии мировой литературы. Значительно усиливаются и укрепляются международные литературные связи, но в это же время углубляется и самобытность национальных литератур.

Отличительной чертой литературного процесса ста­новится развитие реализма. То глубокое изучение человека и общества в их постоянной взаимосвязи, которое начали Стендаль, Бальзак, а в русской литературе Пушкин и Гоголь, было продолжено в творчестве целой плеяды замечательных представи­телей мировой литературы: Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Флобера, Диккенса, Мопассана и мно­гих других писателей.

Реализм стремится к правдивому и всеобъемлю­щему воспроизведению многообразных явлений жиз­ни, к широкому охвату действительности со всеми присущими ей противоречиями.

Художественные открытия реализма проявились не только в достоверности изображения будничной жиз­ни, но и в изображении многообразных человече­ских характеров. В искусстве возникает новая кон­цепция мира и человека.

Существует определенная зависимость человека от внешних обстоятельств; воспитания, условий жизни, социального положения. Бездуховное прозаическое общество может разрушительно действовать на че­ловека, подтолкнуть его к отказу от былых идеалов, или примирению с окружающей действительностью, или даже привести к гибели (физической или мо­ральной). Однако, объективно рисуя воздействие об­щественных условий на судьбы, нравы и духовный мир людей, реалистическая литература в то же время отразила и растущее сопротивление личности. У лучших представителей реалистической литера­туры положительный герой наделен нравственной стойкостью, обнаруживая способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Русские писате­ли, в частности, стремились показать своего героя (и героиню!) как личность активную, осознающую всю полноту ответственности не только за самого себя, но и за других, и даже за все человечество.

Именно жизненная активность героя зачастую предопределяет главный конфликт в развитии сю­жета, сообщая ему черты драматической напря­женности.

Сила реализма заключается в постановке важ­нейших социально-философских и психологических проблем, что и предопределяет общечеловеческое зна­чение шедевров реалистического искусства. Именно поэтому трудно четко наметить грань, отделяющую реализм от романтизма.

Несмотря на постоянные литературные полемики, на практике в творчестве многих выдающихся писателей-реалистов явственно ощущаются романтичес­кие тенденции. Речь идет не о смене направлений (стандартная фраза от романтизма к реализму да­леко не всегда подтверждается фактами), а о свое­образном сосуществовании реализма и романтизма, их взаимопроникновении, что в конечном счете обо­гащает искусство. Это относится даже к творчеству таких, казалось бы, последовательных реалистов, как Стендаль, Бальзак, Диккенс, Тургенев и др. Материал с сайта //iEssay.ru

Часто говорят, что главный признак реализма — стремление к жизненному правдоподобию. Однако при этом необходимо различать понятия правдо­подобия и художественной правды. Эти понятия не тождественны. Реализму свойственно необычайное богатство художественных форм, стилей, приемов. Не случайно многие писатели, оставаясь реалиста­ми, широко используют в своём творчестве самые разные способы художественного выражения, обра­щаясь к мифу, символике, аллегории, гротеску. Вы убедитесь в этом, когда будете читать произведения таких, например, писателей и драматургов, как Стендаль, Бальзак, Достоевский или Чехов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Панорама французской прозы середины XIX в. Литература XIX века Романтизм и реализм в искусстве XIX в.