Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант)
Поэт в России — больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит
Гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Е. Евтушенко. Братская ГЭС
Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был уверен, что истинным поэтом является не тот, «кто рифмы плести умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас».
В божественном даре владения словом Александр Сергеевич всегда черпал внутреннюю энергию, обретал жизненную силу:
Поэзия, как ангел-утешитель.Спасла меня, и я в воскрес душой.Связь поэта с миром всегда крепка и прочна, она более глубокая, чем у обычных людей. Чутким камертоном поэт мгновенно откликается на все события, происходящие в окружающем пространстве, зеркалом отражает краски, звуки, настроения:
В этом глубоком погружении в жизнь часто заключена и трагедия избранности — одиночество, ведь сам поэт в силу своих уникальных способностей может быть не услышан (например, стихотворение «Эхо»):
И шлешь ответ;Тебе ж нет отзыва... ТаковИ ты, поэт!Тема одиночества как платы за талант и вдохновение раскрывается и в стихотворении Пушкина «Поэт», в котором он определяет путь избранника судьбы:
Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых думНе требуя наград за подвиг благородный.Пушкин всегда был непримиримым врагом низких интересов, погони за «минутной славой». «Оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду», истинный поэт отстаивает свое право на свободу — и прежде всего свободу внутреннюю, которой можно достичь, лишь прислушиваясь к голосу совести, правды, добра:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.Чувство внутреннего раскрепощения, собственного достоинства, гордого самоутверждения великий поэт отразил в заключительных строках стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»:
Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушноИ не оспаривай глупца.Свой гражданский долг как поэта Пушкин видел в донесении людям слов правды, смелом и мужественном обличении зла, борьбе с несправедливостью, ложью, ущемлением человеческих прав. В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Разговор книгопродавца с поэтом» и многих других поэт предстает перед нами как человек, одинокий среди враждебной среды, гонимый и преследуемый, но всегда остающийся независимым, твердым и непоколебимым в своей правоте. Материал с сайта //iEssay.ru
В тяжелую пору духовного кризиса, вызванного известием о трагической участи друзей, после расправы с декабристами, Пушкин пишет стихотворение «Пророк», в которых библейской символике и мотивам придает ярко выраженное политическое содержание. Внешнее «перерождение», происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину, провидца, неподкупного судию, смелого обличителя общественного зла. Собственные муки страдальца дают ему возможность знать больше других, а значит, и нести груз ответственности за происходящее в мире.
И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И чад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.Пушкин утверждает, что для того, чтобы стать настоящим поэтом, нужна высокая цель и идея, во имя которых поэт и творит, которые оживляют и придают смысл тому, что он так чутко и глубоко видит и слышит:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.