Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Первый вариант)
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А. С. Пушкин
Философское осмысление собственного предназначения было присуще Пушкину на всем протяжении его творческого пути.
Первой поэтической декларацией Пушкина стало стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Здесь он показывает столкновение поэта-романтика с миром практической пользы. Поэт защищает свободу творчества от социального заказа и материальных интересов, он не заботится о практическом применении своих стихов. По-другому решает Пушкин вопрос об общественном звучании поэзии в стихотворении «Пророк», написанном позже. По теме оно близко библейским сказаниям (книге пророка Исайи). Само сравнение поэта с пророком не было новым в русской поэзии начала XIX века. Но в стихотворении Пушкина оно сохраняет свежесть и искренность собственного убеждения. Поэт верил в человеческое и общественное призвание художника:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Пушкин обращается к церковнославянскому языку, от которого прежде отказывался. Здесь речь поэта высока и изысканно архаична. Устаревшие слова («виждь», «внемли») придают стихотворению лаконичность и силу. Особенность «Пророка» — поэт открыто говорит о том, что «призвание», преображение связано с мукой, что плата за дар тяжела и страшна:
В 1827 году Пушкин написал стихотворение «Поэт». Здесь творец изображен не только в момент творчества, но и в минуты обыденной жизни:
Пока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботах суетного светаОн малодушно погружен...Но душа поэта волшебно преображается, когда он видит что-то затрагивающее воображение, мысли и чувства («божественный глагол» следует понимать иносказательно):
Но лишь божественный глаголДо слуха чуткого коснется,Душа поэта встрепенется,Как пробудившийся орел.Это — авторская исповедь, которая приобретает философское звучание. Пушкин говорит о себе — об одном из нас, человеке из толпы, живущем одной жизнью с нами. И никто до поры до времени не знает, какая глубокая работа происходит в его душе. Художник — человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
Но каковы его взаимоотношения с возможными читателями, с публикой, с толпой? Это — тема стихотворения «Поэт и толпа» (1828), построенного как диалог между поэтом и окружающими его людьми. Как поэт должен служить общей пользе? Неужели прямыми призывами? Чернь пеняет поэту:
Нет, если ты небес избранник,Свой дар, божественный посланник,Во благо нам употребляй:Сердца собратьев исправляй.Но Пушкин говорит о другом, более высоком понимании пользы. Поэзия — высшее, свободное, никому, кроме Бога, не подвластное служение человеческому духу. У поэта — высокие и верные цели: он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Чудо поэтического слова скорее способно разбудить чью-то душу, чем лозунг, пусть даже — рифмованный.
Поэт выше власти и выше толпы не потому, что он ее презирает. Нет, просто у искусства свои законы, и только им подчиняется художник, когда пытается влиять на мир. Это стало особенно ясно после поражения восстания декабристов, когда наступила эпоха безвременья, смятения умов. В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором говорит о своих друзьях, вставших на борьбу с произволом, о верности идеалам поколения: Материал с сайта //iEssay.ru
Погиб и кормчий, и пловец! —Лишь я, таинственный певец,На берег выброшен грозою,Я гимны прежние пою...Трагическое ощущение жизни и истории, неподвластность поэта суду современников становятся темой стихотворения «Памятник». Это — поэтическое завещание Пушкина, своеобразный итог его творчества. Оно связано с одой римского поэта Горация «К Мельпомене». Здесь Пушкин еще раз говорит о ценности и смысле поэзии. Предназначение искусства — пробуждать в современниках «чувства добрые», быть на стороне обездоленных и обиженных и не бояться открыто выступить против власти. При этом в последних строках Пушкин подчеркивает, что поэт должен не идти за толпой, прислушиваясь к ее мнению, а быть впереди, вести за собой людей, не соблазняясь сиюминутной славой, не боясь хулы:
Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушноИ не оспоривай глупца.Пушкин служил народу всей своей жизнью, всем своим творчеством, именно поэтому он был и остается первым поэтом России.