Просевая полдень, Троицын день, гулянье, Просит роща верить: мир всегда таков. Так задуман чащей, так внушен поляне, Так на нас, на ситцы пролит с обл
Тема: Общие темы

«Я весь мир заставил плакать над красой земли своей...» (по лирике Б. Пастернака)

Просевая полдень, Троицын день, гулянье,

Просит роща верить: мир всегда таков.

Так задуман чащей, так внушен поляне,

Так на нас, на ситцы пролит с облаков.

Б. Пастернак

Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, му­зыкальные. Умение в нескольких строках показать жи­вость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написа­ния Пастернак сам определял как стремление «поймать живое», «мгновенную, рисующую движение живописность».

Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.

Природе в лирике поэта принадлежит центральное место. Однако это не просто любование пейзажем, не только взгляд со стороны — это глубокое погружение в жизнь, в бесконечные грани кристалла мироздания. Неудивитель­но, что многие стихи Пастернака несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. Так, наметан­ным глазом внимательный поэт замечает «намокшую во­робышком сиреневую ветвь», весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами. Уви­денные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нам проникнуться ощущением нео­быкновенной прелести и непостижимости бытия.

Рассвет расколыхнет свечу,
Зажжет и пустит в цель стрижа.
Напоминанием влечу:
Да будет так же жизнь свежа!

В стихотворениях Пастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзаж здесь суще­ствует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолько очеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясь закатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природными картина­ми, а с их характерами, внутренней жизнью:

И вот ты входишь в березняк.
Вы всматриваетесь друг в дружку.

Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на природу: поэт убежден, что деревья, камни, земля чув­ствуют настроенного на общение человека, могут объяс­няться от собственного имени, используя доступные им средства. Именно поэтому в стихотворениях Пастернака природа часто внимательно вглядывается в поэта, или даже перенимает его умение писать.

Отростки пивня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.

Поэт верно замечает, что у природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекается фото­графией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза, покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая «белой женщиной мертвой из гипса наземь падает навзничь». Внимание к тонкостям, деталям помогает по­эту создать точные и незабываемые образы. Материал с сайта //iEssay.ru

До вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.

Пастернак постоянно ощущает дыхание вселенной. Он убежден, что «и через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья». Поэзия, по мнению Пастернака, раство­рена в окружающем мире, она везде, она «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее уви­деть и подобрать с земли». Просторы земли поэт сравнива­ет с внутренностью собора и счастлив от сознания того, что ему удается иногда услышать далекие отголоски хора мироздания.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Пастернак Борис Леонидович Борис Пастернак о поэте и поэзии