Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова «Железная дорога» и «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
- Какова тема стихотворения «Железная дорога»? Как оно построено?
- Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф?
- Каким настроением проникнут пейзаж («Славная осень...»), открывающий стихотворение? В чем его своеобразие? Какова роль в произведении?
- Какие две стороны народного труда показаны в стихотворении ? Нет ли здесь противоречия?
- Какие картины рисует поэт перед мальчиком? Не слишком ли он беспощаден к чувствам ребенка?
- В чем смысл его (поэта) полемики с генералом? На чем основана твердая вера в будущее народа?
- Почему генерал, споря со своим попутчиком о строителях железной дороги, вспоминает Ватикан, Колизей, собор святого Стефана, Аполлона Бельведерского, говорит о славянах, англосаксах, германцах?
- Казалось бы, тема исчерпана. Зачем же нужна завершающая ее четвертая часть? Материал с сайта //iEssay.ru
Эта часть представляется главным открытием и предметом иронии поэта. В примирении народа со своими палачами есть что-то жуткое. Ни подрядчик, ни Клейнмихель, ни царь не имеют право посягать на народный труд, присваивать его себе.
- Почему все-таки стихотворение посвящено детям? Справедливо ли это?
- Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена «печальной женской доле». Ее героиня — крестьянка Дарья — человек трагической судьбы. Почему же в лирическом отступлении «Есть женщины в русских селеньях...» Некрасов славит не Дарью, а поет гимн русской женщине вообще?
Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: «Кто строил эту дорогу?» Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ — строитель железной дороги, как и создатель всего прекрасного на земле.
Бодрым, жизнеутверждающим настроением проникнут пейзаж. Интересно сравнить его с пушкинским описанием осени: «унылая пора», «очей очарованье», «прощальная краса», «мглой волнистою покрыты небеса», «в багрец и золото одетые леса» — поэт прекрасно и торжественно воплотил полноту жизни, радость творчества.
У Некрасова иное мировосприятие, и он использует слова другого ряда: «здоровый, ядреный воздух», «лед... словно как тающий сахар...», «покой и простор», «листья... желты и свежи лежат, как ковер», «славная осень», «нет безобразья в природе». Даже родину поэт называет «родимой» Русью (не родной!), как пелось в народных песнях о матери.
Настроение бодрое, но поэт не только любуется увиденным, он в раздумье и уже тут намекает на контраст красоты природы и «безобразья» в человеческих отношениях.
Строительство, то есть творчество, созидание, осуществлялось в нечеловеческих условиях — так было в жизни, и противоречия здесь нет — рождается гордость за народ, который сумел все вынести и все-таки построил дорогу.
Потому что спор о строителях дороги — это, по существу, спор о роли народа во всемирной истории. В стихотворении есть еще один предмет спора: генерал полагает, что «зрелищем смерти, печали детское сердце грешно возмущать». Поэт утверждает, что лучший учитель — неприкрытая правда. Тут идет схватка за душу ребенка. Поэт уверен: чтобы стать гражданином своей страны, надо знать правду о ней и нести эту правду людям.