'Герой нашего времени' - это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда был
Тема: Герой нашего времени

Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Второй вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

«Герой нашего времени» — это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писате­лей это произведение всегда было школой творческого ма­стерства.

Читатели знакомились с романом постепенно. В про­цессе создания произведения Лермонтов публиковал ро­ман частями в журнале. Сначала в «Отечественных запис­ках» была напечатана повесть «Бэла», а затем — «Фата­лист» и «Тамань». Вскоре роман издается целиком, и к названным выше повестям добавляются «Княжна Мери» и «Максим Максимыч».

Повести, составляющие роман, Лермонтов расположил не в хронологическом порядке, а так, чтобы композиция помогла максимально полно раскрыть характер Печорина, и в результате этого личность героя приобрела многосто­роннее и яркое освещение.

Исходя из хронологической последовательности собы­тий, первой повестью «Героя нашего времени» должна была быть «Тамань», где Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где события разворачиваются в Пятигорске и Кис­ловодске, куда Печорин приезжает для лечения. За дуэль с Грушницким, трагически окончившуюся для последнего, Печорин был выслан из Пятигорска в дальнюю крепость, под начальство Максима Максимыча, и именно здесь про­изошла история, отраженная в повести «Бэла». Уезжая на некоторое время из крепости в казачью станицу, Печорин стал свидетелем случая с офицером Вуличем, описанного в повести «Фаталист». Прошло несколько лет. Печорин вышел в отставку и жил в Петербурге, а потом направил­ся в Персию. Его встреча с Максимом Максимычем в до­роге описана в рассказе «Максим Максимыч». Из кратко­го предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что Пе­чорин умер, возвращаясь из Персии.

Белинский писал о произведении М. Ю. Лермонтова, что «это не собрание повестей и рассказов, это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая». Сложная композиция романа и смена рассказ­чиков, по-разному воспринимающих образ главного героя, помогают Лермонтову наиболее глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир Печорина.

В повести «Бэла» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни в маленькой крепости в Чечне из рассказа старого армейского офицера Максима Максимыча. Добрый и душевный человек, Максим Максимыч по-отечески полюбил Печорина, разглядев в нем ум, образо­ванность, храбрость и сильную волю. Но многое в моло­дом Печорине для боевого офицера остается непонятным: тоска, скука, гнетущая Печорина, глубокая неудовлетво­ренность жизнью. Печорин для Максима Максимыча — «славный малый», но «с большими странностями».

Далее в повести «Максим Максимыч» из рассказа про­езжего офицера, человека одного круга с Печориным, мы узнаем о более поздней встрече Печорина и Максима Мак­симыча. Рассказчик явно заинтересован в ближайшем зна­комстве с главным героем, поэтому старается обрисовать нам наиболее точно его наружность, черты характера. В описании психологического портрета Печорина рассказчик много внимания уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..», из чего он делает справедливый вывод о скрытности Печорина.

У Печорина нет близких друзей, он сдержан и замкнут. Чувства и мысли героя романа настолько сокровенны, что их не могут разглядеть ни наблюдательный проезжий офи­цер, ни простодушный Максим Максимыч. Именно поэто­му Лермонтов включает в роман «Журнал Печорина», на страницах которого герой сам, честно и беспристрастно су­дит о своих делах, поступках, мыслях и чувствах. По форме «Журнал Печорина» — «это роман в романе», «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собой». В повестях, составляющих «Журнал Печо­рина» («Тамань», «Княжна Мери», Фаталист»), мы находим искреннюю исповедь Печорина. Материал с сайта //iEssay.ru

В заключительной повести «Фаталист», которая ка­жется отличной от остальных частей по своему содержанию, нет «друзей» и «врагов» Печорина; человеческие чувства, взаимоотношения здесь отходят на другой план. От самооценки и самонаблюдения Печорин здесь перехо­дит к мыслям о судьбах человеческих, о судьбе своего поколения. Герой не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Однако люди эгоис­тичные, превыше всего ставящие собственные желания, также не могут обрести волю к действию: «мы... жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордо­сти, без наслаждения и страха, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

Этим печальным итогом Лермонтов ясно указал на главную причину, сделавшую Печорина и других мысля­щих людей его времени несчастливыми. И в этом смысле Печорин действительно выступает героем своей эпохи, сво­его времени, то есть 30-х годов XIX века.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru