За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу. М. Ю. Лермонтов Раннее творчество М. Ю. Лермонтова складывалось под влиянием
Тема: Общие темы

Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

За дело общее, быть может, я паду

Иль жизнь в изгнании бесплодно

проведу.

М. Ю. Лермонтов

Раннее творчество М. Ю. Лермонтова складывалось под влиянием общественно- политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов XIX века. Оно исполнено проте­ста против реакции, воцарившейся в стране после восстания декабристов и расправы над ними. Развивая идеи декабристов, Лермонтов призывает к борьбе, к действию: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой».

В своих лирических раздумьях Лермонтов стремится отдать силы своей души, свой талант борьбе: «Мне нужно действовать, понять я не могу, что значит отдыхать». Ге­рой этих стихотворений — человек великих страстей и исканий. Это поэт-патриот, воспевший подвиг солдат Бородина и гордившийся победой «старого русского вели­кана» над «трехнедельным удальцом». Лермонтов — автор удивительного «Паруса», рождавшего и грусть, и задумчивость, и безотчетное ликование.

И. Андроников писал о Лермонтове: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лер­монтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешиваются чувства сожаления и горечи». Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, неутолимое желание свободы, протест против крепостного права и самодержавно-по­лицейского режима роднили Лермонтова с декабристами. Уже в 15 лет он создает стихотворение «Жалоба турка», где звучит протест против политической и общественной реакции. Устами «турка» юный Лермонтов говорит, что на его родине «рано жизнь тяжка бывает для людей... Там стонет человек от рабства и цепей!»

В это время в России происходят холерные бунты, начинаются волнения в Новго­родской губернии. Передовые люди живут ожиданием больших перемен. И строки из стихотворения «Предсказание», написанного в 1830 году, свидетельствуют об этом: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет».

Творчество М. Ю. Лермонтова делят на два периода; границей между ними обыч­но считают 1835—1836 годы, но основные идеи его творчества не изменились до кон­ца жизни поэта. Восприятие жизненных конфликтов становится глубже, изображе­ние жизни свидетельствует о том, что жизненный и творческий опыт Лермонтова становится богаче, растет художественное мастерство поэта. Центральная тема его лирики — отношение личности к обществу.

10 февраля 1837 года умер А. С. Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, с душевной болью и гневом М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». В нем он бичует «завистливый и шумный свет», «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона», и противопоставляет им восставшего «против мнений све­та» народного поэта А. С. Пушкина, смерть которого должна быть отмщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

Это обличительное стихотворение быстро разошлось в списках. Вряд ли когда-ни­будь в России стихи производили такое огромное впечатление. Горько и больно было видеть Лермонтову пассивную и пустую жизнь молодежи в эпоху, когда борьба необ­ходима, когда «огонь кипит в крови»:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно...

Обвинением в бесцельности существования целого поколения звучат строки сти­хотворения «Дума»:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Своих современников поэт упрекает в равнодушии — у них нет искренней нена­висти, настоящей любви, им безразлично искусство, они нищие духом:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Гражданский приговор поэта неумолим:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Эта же горечь звучит у Лермонтова в стихотворении «Бородино»:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Тема общественной роли человека звучит и в стихотворении «Поэт и пророк». На­значение поэзии, считает Лермонтов, — «воспламенять бойца для битвы», призывно звучать «во дни торжеств и бед народных». Трагедия поэта-пророка, обреченного жить в условиях социальной неправды, раскрывается в стихотворении «Пророк». Поэт-граж­данин вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, изгоняют из городов в пустыню, его презирают. К его проповеди любви и правды люди относятся с озлобле­нием. Материал с сайта //iEssay.ru

Не слава военной империи, не покой феодалов, не патриархальный уклад русской жизни дороги поэту-гражданину, когда он думает о своей родине.

М. Ю. Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Доб­ролюбов). В своем задушевном стихотворении «Родина» он признается, как дорога ему родная природа, но еще дороже русский человек: «Проселочным путем люблю ска­кать в телеге... люблю дымок спаленной жнивы... чету белеющих берез». Гнев, осуж­дение, боль слышится в стихотворении «Прощай, немытая Россия!» Ту Россию, кото­рую царь и вельможи именуют «великой, державной, могучей», Лермонтов называет «немытой». Он видит «страну рабов, страну господ», отданную во власть «голубых мундиров».

В поэзии М. Ю. Лермонтова мы слышим и гордый протест против действительно­сти, и прямой призыв к свободе и справедливости. Нам понятны тоска поэта, его грусть, его разочарование. Но ближе всего нам Лермонтов «мятежный» — борец за новую жизнь, за человека-гражданина. Именно таким «к нам Лермонтов сходит, презрев вре­мена» (В. Маяковский).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Второй вариант) Лермонтов Михаил Юрьевич Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова