Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно
проведу.
М. Ю. Лермонтов
Раннее творчество М. Ю. Лермонтова складывалось под влиянием общественно- политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов XIX века. Оно исполнено протеста против реакции, воцарившейся в стране после восстания декабристов и расправы над ними. Развивая идеи декабристов, Лермонтов призывает к борьбе, к действию: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой».
В своих лирических раздумьях Лермонтов стремится отдать силы своей души, свой талант борьбе: «Мне нужно действовать, понять я не могу, что значит отдыхать». Герой этих стихотворений — человек великих страстей и исканий. Это поэт-патриот, воспевший подвиг солдат Бородина и гордившийся победой «старого русского великана» над «трехнедельным удальцом». Лермонтов — автор удивительного «Паруса», рождавшего и грусть, и задумчивость, и безотчетное ликование.
И. Андроников писал о Лермонтове: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешиваются чувства сожаления и горечи». Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, неутолимое желание свободы, протест против крепостного права и самодержавно-полицейского режима роднили Лермонтова с декабристами. Уже в 15 лет он создает стихотворение «Жалоба турка», где звучит протест против политической и общественной реакции. Устами «турка» юный Лермонтов говорит, что на его родине «рано жизнь тяжка бывает для людей... Там стонет человек от рабства и цепей!»
В это время в России происходят холерные бунты, начинаются волнения в Новгородской губернии. Передовые люди живут ожиданием больших перемен. И строки из стихотворения «Предсказание», написанного в 1830 году, свидетельствуют об этом: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет».
Творчество М. Ю. Лермонтова делят на два периода; границей между ними обычно считают 1835—1836 годы, но основные идеи его творчества не изменились до конца жизни поэта. Восприятие жизненных конфликтов становится глубже, изображение жизни свидетельствует о том, что жизненный и творческий опыт Лермонтова становится богаче, растет художественное мастерство поэта. Центральная тема его лирики — отношение личности к обществу.
10 февраля 1837 года умер А. С. Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, с душевной болью и гневом М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». В нем он бичует «завистливый и шумный свет», «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона», и противопоставляет им восставшего «против мнений света» народного поэта А. С. Пушкина, смерть которого должна быть отмщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь.Это обличительное стихотворение быстро разошлось в списках. Вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое огромное впечатление. Горько и больно было видеть Лермонтову пассивную и пустую жизнь молодежи в эпоху, когда борьба необходима, когда «огонь кипит в крови»:
Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пусто, иль темно.Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно...Обвинением в бесцельности существования целого поколения звучат строки стихотворения «Дума»:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.Своих современников поэт упрекает в равнодушии — у них нет искренней ненависти, настоящей любви, им безразлично искусство, они нищие духом:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.Гражданский приговор поэта неумолим:
Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитой,Ни гением начатого труда.Эта же горечь звучит у Лермонтова в стихотворении «Бородино»:
Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Тема общественной роли человека звучит и в стихотворении «Поэт и пророк». Назначение поэзии, считает Лермонтов, — «воспламенять бойца для битвы», призывно звучать «во дни торжеств и бед народных». Трагедия поэта-пророка, обреченного жить в условиях социальной неправды, раскрывается в стихотворении «Пророк». Поэт-гражданин вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, изгоняют из городов в пустыню, его презирают. К его проповеди любви и правды люди относятся с озлоблением. Материал с сайта //iEssay.ru
Не слава военной империи, не покой феодалов, не патриархальный уклад русской жизни дороги поэту-гражданину, когда он думает о своей родине.
М. Ю. Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Добролюбов). В своем задушевном стихотворении «Родина» он признается, как дорога ему родная природа, но еще дороже русский человек: «Проселочным путем люблю скакать в телеге... люблю дымок спаленной жнивы... чету белеющих берез». Гнев, осуждение, боль слышится в стихотворении «Прощай, немытая Россия!» Ту Россию, которую царь и вельможи именуют «великой, державной, могучей», Лермонтов называет «немытой». Он видит «страну рабов, страну господ», отданную во власть «голубых мундиров».
В поэзии М. Ю. Лермонтова мы слышим и гордый протест против действительности, и прямой призыв к свободе и справедливости. Нам понятны тоска поэта, его грусть, его разочарование. Но ближе всего нам Лермонтов «мятежный» — борец за новую жизнь, за человека-гражданина. Именно таким «к нам Лермонтов сходит, презрев времена» (В. Маяковский).