Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант)
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
А. С. Грибоедов
«Кто из грамотных россиян не знает ее наизусть, несмотря на то, что она до сих пор не напечатана и на сцене не была выставлена вполне!» — так писал «Московский телеграф» о произведении А. С. Грибоедова. Моментальное признание комедии — факт удивительный. При своем появлении пьеса поражала современников скорее блеском остроумия, чем глубиной мысли. Замечательным качеством комедии Грибоедова явилось то, что содержание ее становилось более значимым с течением времени. С годами комедия осветилась трагическим отблеском декабристского восстания. За хлесткой злободневностью ее фраз стала различима принципиальная глубина конфликта. В столкновении пылкого правдолюбца Чацкого с фамусовским обществом обнажилась пропасть, отделившая революционно настроенную дворянскую интеллигенцию от основной массы дворян-крепостников. По словам В. Г. Белинского, «...комедия Грибоедова положила новое прочное основание русской поэзии... она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоятельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок».
Вечер... Я сижу за столом. Передо мной зеленый томик Грибоедова... Вместе с автором я мысленно вхожу в дом Павла Афанасьевича Фамусова. Мне кажется, что стоит он в одном из арбатских переулков где-то на Сретенке. Обыкновенный барский дом-усадьба с замысловатой галерейкой, в которой расположилась оранжерея. По парадной лестнице поднимаюсь в гостиную, где будет разворачиваться действие всех четырех актов комедии. Дом Фамусова, я думаю, олицетворяет барскую Москву, хотя, наверное, более правильным будет определение «фамусовская Москва». Здесь видишь господ, проводящих время за обедами, («едят три часа, а в три дня не сварится»), знакомишься с крепостниками, которые выменивают верных слуг на «борзые три собаки». Сюда являются властные барыни, командующие мужьями: Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна. Рядом с «фамусовской» Москвой — Москва крепостная, дворовая, все эти Петрушки с разодранными локтями, Фильки и Фомки — «бодрый, умный наш народ», обозы крепостных детей, вывезенных из деревни («... от матерей, отцов отторженных детей»...) и превращенных в зефиров и амуров барского театра...
Дамы и девицы, явившиеся в гости к Фамусову, осматривают одна другую с головы до ног и щебечут о всяких глупостях. Богатая барынька Наталья Дмитриевна Горич с восторгом говорит о своем «тюрлюлю атласном». «Тюрлюлю атласный» — это поистине шедевр сатиры! Светская дама и ее собеседницы княжны Тугоуховские даже и не подозревают, что так мило звучащее французское слово означает общедоступную девицу.
В свою комедию А. С. Грибоедов ввел 25 персонажей, но вскользь упомянул еще множество других, не связанных со сценическим действием лиц.
Только что возвратившись из дальних странствий, обрадованный дыму отечества, Чацкий с иронией перечисляет одного за другим своих знакомых: Материал с сайта //iEssay.ru
А этот, как его, он турок или грек?..............................................................Куда ни сунься: тут как тут,В столовых и гостиных..............................................................А тетушка? все девушкой, Миневрой?Все фрейлиной Екатерины Первой?Воспитанниц и мосек полон дом?Обличительным речам Чацкого в комедии противопоставлены «благодушно самодовольные» рассуждения о Москве Фамусова и его гостей. Высказывания фамусовских гостей выдают в них людей расчетливых, карьеристов, не брезгующих ничем ради теплого местечка, чина или ордена. Скалозуб цинично говорит: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы». Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «за высочайшую улыбку» готов биться затылком «сгибаясь вперегиб». Как обыватель, Фамусов руководствуется хитренькой житейской философией, но, кроме нее, у него есть и общая жизненная философия, выражающая его отношение ко всему укладу жизни. Ее он излагает в оде-хвале барству, хвале раболепной и корыстной барской Москве:
Фамусов произносит примечательные слова, поддержанные хором его гостей-завсегдатаев:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.Это его высказывание — последний штрих, завершающий картину фамусовской Москвы, которую так не любил и над которой так посмеялся А. С. Грибоедов.