История создания романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Великий русский писатель, мыслитель, философ, поставивший со всей остротой «проклятые вопросы», глубочайший психолог, заглянувший в самые потаенные уголки человеческого сознания, Достоевский по праву считается не только гениальным художником слова, создавшим новый тип романа, новый художественный метод изображения человека. За ним в сознании русских и зарубежных читателей утвердилась слава писателя- пророка, предвидевшего социальные катаклизмы грядущего столетия, духовный и нравственный кризис личности.
«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются новые измерения бытия», — утверждал философ Н. Бердяев. Этот художественный мир богат и многообразен, но основу его составляют пять романов, названных «великим пятикнижием»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880). Слава мирового писателя утвердилась за Достоевским именно благодаря этим романам. Они стали подлинным открытием мировой литературы как с точки зрения их художественной формы, так и идейно-философского содержания. Таким образом, роман «Преступление и наказание», став первым из этих пяти книг, открыл новый этап творчества писателя.
К созданию его писатель шел долго: годы пребывания на каторге заставили многое переосмыслить, переоценить как в отношении идейно-философских позиций, так и в плане художественного метода. После возвращения в столицу бывший участник кружка Петрашевского, пропагандировавшего идеи утопического социализма, один из ярких представителей «натуральной школы», Достоевский на страницах издаваемых им журналов «Время» и «Эпоха» провозглашает свою идейную платформу, противостоящую как радикалам-демократам, так и либералам-западникам. Она получила название «почвенничество». Суть его состояла в отрицании буржуазно-капиталистического пути развития и провозглашении идеи союза интеллигенции и народа («почвы»), опирающегося на христианские нравственные ценности и моральные принципы, утвержденные православной церковью. Писатель считал, что это единственный путь преодоления пагубной власти новых идей, захлестнувших общество после реформы 1861 года. Самой опасной из них Достоевский считал идею индивидуализма, и именно ее он ставит в центр своего романа «Преступление и наказание».
Столь пристальное внимание его к проблеме индивидуализма было не случайным. В эти годы в Европе появляются одна за другой книги М. Штирнера «Единственный и его достояние», Наполеона III «История Юлия Цезаря», создается пессимистическая философия Шопенгауэра. Все эти идейно-теоретические построения в конце XIX столетия выльются в теорию Ницше о сверхчеловеке. Немецкий философ обосновал в наиболее откровенном виде идею неограниченных прав сильной личности, преступившей нравственный закон и объявившей, что «Бог умер», а на его место встает «Белокурая бестия» — сверхчеловек. Но уже со второй половины 1860-х годов подобные идеи стали проникать в Россию. В журнале Достоевского «Время» появилась статья на современном уголовном материале под названием «Преступления и наказания», а в августе 1865 г. состоялся громкий процесс над Герасимом Чистовым, убившим топором с целью ограбления двух старух, кухарку и прачку. Газеты также освещали судебные материалы об убийстве студентом Даниловым ростовщика и его служанки. Уже недалек был и процесс над нечаевской террористической группой и многие другие страшные явления, захлестнувшие Россию с 1870-х годов и ставшие всеобщей трагедией человечества XX века. Предвидение Достоевского, выдвинувшего идею индивидуализма на первый план уже в романе «Преступление и наказание», поистине гениально. Материал с сайта //iEssay.ru
Работа над ним двигалась быстро: начатый во время пребывания за границей в 1865 году, роман был закончен уже в 1866 году и опубликован на страницах журнала «Русский Вестник». Писатель признавался: «Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти». Первоначальный замысел во многом отличался от его воплощения в законченном виде, даже название было иным — «Пьяненькие», что подчеркивало связь с предшествующими произведениями писателя, в которых внимание было сосредоточено на жизни «униженных и оскорбленных». Эта тема осталась в «Преступлении и наказании», но она отошла на второй план, уступив ведущее место так волновавшей писателя проблеме индивидуализма. Именно с ней связано преступление, на которое пошел «молодой человек, живущий в крайней бедности … поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям», — так объяснял замысел своего романа сам писатель. По словам Достоевского, роман «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». Он получил высокую оценку таких мастеров, как Тургенев и Тютчев, хотя ряд критических статей говорили о его тенденциозности, направленности против разночинной молодежи. Наиболее подробно роман был охарактеризован в статьях Д. И. Писарева и Н.Н. Страхова. Споры об этом романе и его героях, о сущности авторского замысла не утихают и в наши дни.