Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман М. А. Булгакова 'Мастер и Маргарита' -
Тема: Мастер и Маргарита

Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нужно искать сердцевину, самое глубокое

средоточие человеческого в человеке.

М. Булгаков

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — про­изведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Однако является ли писатель сатириком в чистом виде? Наверное, нет. Скорее всего, комическое, как и фантастическое, является лишь средством, позволяющим Булгакову точнее и полнее донести свои мысли, свое виде­ние мира, в котором трагического гораздо больше, чем смешного.

Сатира Булгакова — смех сквозь слезы над современ­ной реальностью, и это отчетливо прослеживается в рома­не «Мастер и Маргарита». Булгаков — удивительный пи­сатель. Только он смог сделать главным «сеятелем» смеш­ного в произведении самого властителя тьмы, Сатану, выс­тупающего в облике Воланда. Именно Воланд со своей веселой свитой помогают нам увидеть в смешном (а на самом деле — ужасно неприглядном) виде общество Мос­квы 30-х годов XX века.

Вот сцена в варьете. Воланд устраивает аттракцион невиданной щедрости — исполнение желаний, хотя на са­мом деле это проверка человеческого рода, с которой люди не справляются. Прозвучало ли на этом зрелищном пред­ставлении хоть одно доброе, возвышенное желание, направ­ленное на благо не только для себя, но и еще для кого-нибудь? Нет, людям хотелось денег, роскоши, ценностей материальных — кто же думал о душе? Жадность, непоря­дочность, развращенность, дикий эгоизм, скрытые в челове­ческой натуре, получили, наконец, беспрепятственный вы­ход. Смешно ли это? Скорее, страшно. И не так забавна, как кажется на первый взгляд, сцена наказания Воландом людей за их пороки, когда таяли в воздухе вожделен­ные «червонцы», исчезали богатые наряды. «Гипнотизер», — с гневом кричали обиженные или поставленные в нелов­кое положение москвичи, не желая понять, что это не их кто-то надул, а они сами постоянно себя обманывают.

А происшествие с чиновником, вместо которого начал выполнять должностные обязанности его костюм, и не­плохо, кстати, справлялся — мало кто заметил подмену. До какой же степени должен был укорениться бюрокра­тизм, если сам человек на рабочем месте оказался просто ненужным?! Материал с сайта //iEssay.ru

Таким образом, выставляя персонажей романа в смеш­ном положении, Булгаков не просто смеется, а помогает нам видеть многие человеческие и общественные пороки и отрицательные стороны жизни. Это своеобразное зеркало, позволяющее посмотреть на себя со стороны и оценить увиденное. Но готовы ли люди к этому сегодня, спустя более семидесяти лет после событий, происходящих в ро­мане? Наверное, сели бы Воланд вернулся на землю, он и о многих из нас смог бы сказать то же самое: «... люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, легко­мысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • комизм в романе "мастер и маргарита"
  • трагическое и комическое в романе мастер и маргарита
  • трагическая и комическая в романе мастер и маргарита
  • комические персонажи в романе мастер и маргарита
  • аттракцион невиданной щедрости булгаков
Материал с сайта http://iEssay.ru