Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. А. Ахматова 'Мастер и Маргарита' М. А. Булгакова - роман философский, в ко
Тема: Мастер и Маргарита

Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Я была, как и ты, свободной,

Но я слишком хотела жить.

А. Ахматова

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — роман фило­софский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого суще­ствования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.

Очень многое в жизни человека зависит от того, на­сколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внеш­ней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеченный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) не­сти людям добро. Он остается свободным внутренне, не­смотря на то, что у него нет никакой возможности выр­ваться из рук своих врагов.

А вот — Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный вла­стью могущественный римский прокуратор должен пользо­ваться абсолютной свободой и независимостью. Но он за­жат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.

Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчислен­ное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, чем прокуратору: не все современники Булгако­ва понимают, что находятся в рабстве у общественного мне­ния, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики «го­ворят не то, что хотят сказать», горожане без лишних со­мнений покупают «осетрину второй свежести», служащие Управления зрелищ по указанию начальства поют в нена­вистном им хоре. Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей сла­быми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.

Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаиваю­щий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рам­ки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество — это прежде всего свобода, безудержный по­лет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности. Материал с сайта //iEssay.ru

Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и ли­шения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.

Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода — не анархия, а большая ответ­ственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства мно­жества условностей, которыми наполнена наша повседнев­ная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную рабо­ту нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • свобода истинная и мнимая в романе мастер и маргарита
Материал с сайта http://iEssay.ru