Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что 'самое значительное в истор
Тема: Жизнь и творчество поэта

Мир «цвета плесени» (о пошлости и «буржуазном сюжете», Г. Флобер)

Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что «самое значительное в истории — это маленькая человеческая часть (может быть, три-четыре сотни людей в столетие)... Они-то и создали все». К «нижней части социального тела», то есть к народу, он относился с недоверием и не считал его способным к созидательной деятельности. С его точ­ки зрения, история движется по замкнутому кругу, изменяя только свои внешние формы и оставляя без изменений свою внутреннюю сущность. Отсюда вы­вод: революция — это бессмысленная трата внутрен­них сил и энергии народа. Поэтому и политику он откровенно игнорировал и презирал.

Мир, в котором жил писатель, то есть мир «цвета плесени», вызывал у него только разоча­рование. «Фальшивая армия, фальшивая политика, фальшивая литература, фальшивый кредит, даже куртизанки — и те фальшивые!» — скептически иро­низировал Флобер. Все буржуазное вызывало у него раздражение и отвращение. «Буржуазность» он не­навидел лютой ненавистью, понимая ее не как классовую, а как антидуховную категорию, харак­теризуя этим понятием тупость, ограниченность и бескультурье современного ему общества, в том чис­ле и пролетариев, и представителей среднего класса, не говоря уже об аристократии, которая, по его мнению, давно выродилась.

Ненависть к миру «цвета плесени» перерастает у писателя в ненависть ко всей цивилизации вообще. Этому обуржуазившемуся миру он противопостав­ляет искусство, «Фабрикант и промышленник — это мой портной и сапожник; но ты, Шекспир, ты — мой ангел и моя любовь», — заявляет Флобер. Вмес­те с тем культ искусства не был для писателя средством ухода от действительности. Скорее наобо­рот: с помощью искусства он исследует действи­тельность, проникает в ее самые сокровенные и, отталкиваясь от нее, создает художественное ино­бытие этой действительности. Поэтому именно мир «цвета плесени», каким его увидел и художественно изобразил Флобер, принес ему мировую славу.

Романы «Госпожа Бовари» (1857) и «Воспитание чувств» (1869), повесть «Простая душа» (1877), а также последний роман писателя «Бувар и Пекюше», который так и остался незавершенным, — реалисти­ческие произведения с «буржуазным сюжетом». Фло­бер обратился к современности, к «буржуазному сюжету», как к символу и гарантии художественной правдивости. Материал с сайта //iEssay.ru

В этих произведениях писателя наиболее полно проявились черты, которые ознаменовали новый этап в развитии реализма. Они ясно видны при сопо­ставлении героев Бальзака и Флобера. Бальзаковс­кий Растиньяк умен, энергичен, дерзок, полон на­дежд, он готов к схватке со всем миром и отчаянно сражается за свое место под солнцем. Герои же Флобера — Шарль Бовари, Фредерик Моро и др. — лишены каких бы то ни было талантов. Они яв­ляются сущностью того, что писатель назвал миром «цвета плесени». Их образы — депоэтизированные и дегероизированные — яркая и точная характеристи­ка современной Флоберу буржуазной действитель­ности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Два мира Г. Флобера Флобер Гюстав Немного о Гюставе Флобере