Население и внешний вид городов средневековой Европы
Состав населения средневекового города был чрезвычайно неоднородным. Преобладали в нём ремесленники, которые сами продавали собственные изделия, совмещая в одном лице ремесленника и торговца.
Большинство городского населения было задействовано в сфере услуг. К ним принадлежали парикмахеры, владельцы постоялых дворов, чернорабочие, слуги и др. В больших городах жили феодалы со своими вассалами и слугами, представители королевской администрации, «чёрное» и «белое» духовенство. К городскому населению принадлежали профессора, магистры и студенты университетов, юристы, врачи. Постепенно в городах появились купцы.
Почти каждый средневековый город был наполнен нищими. Сначала к ним относились с пониманием и сочувствием. Обездоленные всегда знали, что возле церквей и монастырей им могут дать приют, подать еду, одежду или деньги. Такая ситуация существовала до середины XV в. Именно тогда во всех сферах городской жизни получает распространение наёмный труд, в связи с чем нищих начинают воспринимать как дешевую рабочую силу. Теперь просить милостыню можно было только с разрешения городских властей. Нередко это приводило к голодной смерти тех нищих, пребывавших на дне городской жизни.
Балкон ремесленника. Реконструкция. Современное фото |
В средневековой аптеке. Миниатюра. XIV в. |
Стены испанского города Авила. XII в. |
XV в. Аугсбургский регламент о нищих
Совет признал необходимым и постановил: прежде всего в дальнейшем защищается всем, то ли женатые люди, женщины или мужчины, вдовы или неженатые, пришлые или местные, бюргеры или жители города, собирать милостыню как днём, так и ночью, не иначе как по разрешению и по постановлению почетного совета, от которого они (в этом случае) должны получить особый значок, а именно жестяной жетон. Этот жетон нужно носить и иметь при себе каждому, кто просит милостыню, и без него просить её запрещается. Исключение составляют чужеземные пилигримы и проезжие нищие, которым разрешено здесь просить милостыню в течение трёх дней и не более. Тем лицам женского и мужского пола, которым, как уже сказано, позволено просить милостыню, надлежит выжидать милостыни ежедневно перед церковью, имея около себя своих детей, которых защищается посылать за милостыней.
Количество населения средневековых городов было сравнительно небольшим. Большими считались города, где проживало 20-30 тысяч человек, средними — 3-5 тысяч человек. Но был и городки, где проживало 1-2 тысячи горожан. В городах-великанах население достигало 80-100 тысяч, например, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья. Интересно, что в Англии в XIV в. только в двух городах жило больше 10 тысяч людей — Лондоне и Йорке. Столица Византии Константинополь значительно превышала западноевропейские города по количеству населения. В периоды наивысшего расцвета в Константинополе насчитывалось от 300 до 400 тыс. жителей.
П. Брейгель. Слепцы. 1568 г. |
Константинополь |
Поначалу горожане наряду с ремеслом и торговлей продолжали заниматься и сельским хозяйством. Они имели сады, огороды, держали скот. Такое явление наблюдалось, преимущественно, в небольших городах. Хотя связь городского жителя с сельским хозяйством сохранялась ещё длительное время.
Горожане умели трудиться на земле. Миниатюра «Июнь» из «Прекрасного часослова герцога Беррийского». 1415 г. |
Средневековые города для обороны от нападений обычно были окружены высокими каменными или деревянными стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой. Городские ворота закрывали на ночь. Окружавшие город стены обычно ограничивали его территорию. С переселением населения из сёл становилось тесно. Территорию приходилось неоднократно расширять, возводя вокруг старой стены новые укрепления. Так возникали предместья, заселённые преимущественно ремесленниками. Именно ремесленники вместе с купцами были сторожевой стражей и пополняли городское военное ополчение. Они должны были иметь оружие и уметь им пользоваться.
В центре города размещалась рыночная площадь. На ней всегда было многолюдно. Горожане приходили сюда не только что-то купить или продать, но и встретиться со знакомыми, услышать новости. Здесь объявлялись новые указы короля, распоряжения городской власти, проводились разнообразные праздники. Рядом с рыночной площадью возвышались два сооружения: кафедральный собор — главный христианский храм города и ратуша. В ратуше собирался и заседал городской совет — магистрат.
Ближе к центру находились дома самых зажиточных и уважаемых горожан. 11о дом в городе можно было приобрести, только получив все городские права. Полноправных горожан в каждой стране называли по-своему: в Германии — бюргерами, в Италии — пополанами, во Франции — буржуа. Остальное население составляли обычные городские жители.
Фасад собора в Сиене |
Поскольку территория города была невелика, улицы были узенькими. Их ширина обычно достигала длины копья. Дома буквально «налеплялись» друг на друга и строились в 2-3 этажа. Основными строительными материалами были камень, дерево, солома. Фундаменты делались узкие, а верхние этажи часто нависали над нижними, потому что земля в городе была очень дорогой. На улицах всегда царил полумрак, даже в яркие солнечные дни. Ночью улицы также не освещались. Если же человек был вынужден идти ночным городом, приходилось брать плошку или факел. Города с деревянными постройками и соломенными крышами часто страдали от опустошительных пожаров. Поэтому существовало правило: с наступлением ночи гасить в домах огни.
Гербы цехов портных, седельников, бондарей, плотников г. Праги. XIV–нач. XV вв. |
Средневековый город. Гравюра |
Городские улицы населялись преимущественно ремесленниками определенной специальности, что и удостоверяли их названия. Были улицы гончаров, ткачей, сапожников, кожевником, кузнецов, оружейников и др. Вход в ремесленную мастерскую украшала специальная эмблема. Она символизировала изделия, которые изготовлял ремесленник: калач, сапог, меч, ключ и т. п. Окна каждой мастерской, как правило, выходили на улицу. Днем ставни открывались. Верхнюю половинку использовали в качестве навеса, а нижнюю — прилавка, где выставляли товар. Через отворенное окно можно было видеть, как изготовляются те или иные изделия. Материал с сайта //iEssay.ru
В средневековых городах улицы не были мощёнными, потому в летнюю жару там столбом стояла пыль, а весной и осенью грязь была по колено. Помои выливали прямо на улицу, туда же выбрасывали и хозяйственный мусор. На улицах городов стоял отвратительный запах.
Как-то раз французский король Филипп II Август, отворив утром окно, упал в обморок. Как выяснилось, причиной этого стали крайне неприятные запахи с парижских улиц. После этого досадного случая король приказал выложить дорогу камнем. Вероятно, это и была первая средневековая мостовая. Мостовые появляются приблизительно в середине XIII в., но не во всех европейских городах. Известно, что в конце XV ст. жители города Рейтлингена уговаривали немецкого императора Фридриха III не приезжать к ним по причине ужасного состояния улиц. Не послушав совета, король чуть не погиб вместе с конем в болоте на одной из городских улиц.
Визит врача. Миниатюра из трактата Авиценны «Канон врачебной науки». XI в. |
Скученность населения, отсутствие гигиены, общая антисанитария превращали город в настоящий питомник возбудителей болезней и эпидемий. От них порой вымирала треть, а то и половина городского населения. Средневековый город был также плохо обеспечен питьевой водой. Первые водопроводы появились около XII—XIII вв. в Италии. Впоследствии люди поняли, что именно грязь и нечистоты влекут появление и распространение эпидемий. Именно поэтому уже в конце XIII в. магистраты начинают издавать приказы о благоустройстве городов.
Неотъемлемой частью пёстрой жизни средневекового города были трактиры. Здесь горожане и приезжие могли хорошо отдохнуть и развлечься. Начиная с XII в., в городах появляются гостиницы и общественные бани, где посетителям предлагали свои услуги парикмахеры. Обычный парикмахер мог сделать и несложную хирургическую операцию или, при необходимости, пустить больному кровь. Средневековые больницы, а их в городах было немало, назывались лазаретами по имени библейского целителя святого Лазаря.