Город в средневековье. Описание
Город располагался так, чтобы его удобно было окружить защитной стеной, но чтобы и окружающая среда служила ему защитой.
Первые средневековые города окружали земляным валом и деревянным частоколом, более поздние уже обносили одной, двумя, а то и тремя каменными зубчатыми стенами с круглыми башнями. В город, как и в феодальный замок, можно было попасть только через подъемный мост и узкие ворота, которые на ночь надежно закрывались. Возле городских ворот возвышалась виселица с телами повешенных — предостережение для тех, кто не ладит с правосудием. От ворот в город вела улица, проложенная кое-как и, конечно, не мощенная (мостовые появились в европейских городах лишь в конце средневековья, их было мало). Посреди проезжей части улицы — сточная канава «с навозной жижей, вытекающей из отхожих мест». В жару на улице нечем дышать из-за пыли и вони, а после дождя по ней ни проехать, ни пройти. В середине XV в. на одной из таких улиц едва не погиб со своим конем в непроходимой грязи император Фридрих Ш. Поскольку территория города была небольшой (ее ограничивала защитная стена), кривые городские улицы прокладывали узкими, иногда они не превышали 1-2 м в ширину. На такой улице не всегда могли разойтись двое встречных прохожих. Днем в такие улочки даже солнечный свет не проникал, ночью же они не освещались и становились царством грабителей.
Дом зажиточного горожанина. XIII в. |
Ночной Париж. Гравюра Г. Доре. XIX в. |
Городские дома с крутыми красными крышами тесно прилегали друг к другу и в большинстве случаев были деревянными (каменное строительство g городах началось где-то в XIV в.), поэтому пожары нередко уничтожали город дотла. Дом имел несколько этажей, тянулся вверх. Этажи образовывали выступы (эркеры, балконы, лоджии), которые нависали над улицей. Смежные дома почти касались друг друга своими верхними этажами. В доме был чердак с окном и блоком для поднятия сена, соломы, зерна — запасов на зиму.
Каждая семья имела свой дом, точнее — усадьбу, в которой был огородик и садик, конюшня, хлев, погреб, виноградная давильня и т. п. Усадьба окружалась надежной стеной, вход в дом и окна закрывались массивной дверью и ставнями (средневековый человек всего боялся). Словом, в средневековом городе почти все было, как в селе.
Городские дома нумерации не имели, ее заменяли распознавательные знаки — барельефы на религиозные сюжеты, скульптурные портреты хозяев и т. п. Площади отдельных городов Италии украшали фонтаны — остатки античной роскоши.
Основным архитектурным украшением средневекового города был собор, колокольня которого отбивала время и сообщала горожанам о пожаре, вражеском нападении или вспышке эпидемии.
В конце средневековья в городах появились ратуши, в которых собирался городской совет, крытые рынки, больницы, колледжи и шумливые студенческие общежития (с их появлением горожане забыли, что такое нормальный сон), складские помещения и т. п. Бани в средневековом городе, в отличие от античного, были редкостью и вдобавок поражали своей антисанитарией.
Итак, средневековые города в Европе были лишены элементарного комфорта, внешне непривлекательны. Материал с сайта //iEssay.ru
Вместе с тем, города неплохо обеспечивались продуктами питания. Вокруг них, ближе к их стенам, за которыми в случае вражеского нападения можно было укрыться, селились земледельцы. Каждый день прибывали на городской рынок их телеги, груженые различным продовольствием, на любой вкус и кошелек.
XII ст. Из старинного описания города Лондона
Люди различных профессий, продавцы разных товаров и всяческие поденщики ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимости от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, имеющихся на судах и в погребах, открыта для всех харчевня. Здесь ежедневно, в зависимости от времени года, можно было найти тертую, жареную, вареную пищу, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более качественное для богатых, дичь и разную птицу... Сколько бы воинов и прихожан ни прибыло в город или ни покинуло его, в любое время дня и ночи ни те, ни другие не оставались голодными.
Барельеф — скульптурное изображение на плоскости, в котором выпуклые фигуры выступают над поверхностью не более чем наполовину своего объема.