Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают 'те, что воюют', то есть светские феодалы. Существовала система вассалитета,
Тема: Средневековое европейское общество

Светские феодалы. Рыцари

Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают «те, что воюют», то есть светские феодалы. Существовала система васса­литета, своеобразная иерархическая феодальная лестница.

На её вершине был король — самый богатый владелец земли. Он считался верховным сеньором, или сюзереном всех феодалов. Ниже разместились крупные светские феодалы — герцоги, маркизы, графы, которых наделял землей сам король. Поэтому как вассалы они формально подчинялись королю. Соответственно их вассалы — ба­роны — занимали более низкую ступеньку феодальной лестницы. Последняя ступенька принадлежала рыцарям, которые могли и не иметь своих вассалов.

Каждая европейская страна, невзирая на общие ха­рактеристики системы вассалитета, имела и некото­рые особенности. Например, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это, в частности, означало, что вассал служил и был верен лишь тому, от кого он непосредственно получал феод. В Англии же это правило не действовало: тут все фео­далы подчинялись непосредственно королю.

Передача феода происходила в торжественной ат­мосфере. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу флажок, перстень, перчатку, ветвь дерева или виноградную лозу, горсть земли и т. п. Эти символы свидетельствовали о том, что вассалу передаются права на владение землями. Такая процедура на­зывалась инвеститурой. Ей предшествовал обряд посвящения. Претендент опу­скался на одно колено перед сеньором и брал его за руки. Потом провозглашал себя вассалом и присягал сюзерену на верность.

Вассал обязывался охранять честь, жизнь и имущество сеньора, выступать по его приказу в поход, выкупать его измена, принимать участие в заседании сеньори­ального совета, то есть своеобразного судебно-административного органа. В число вассальных обязанностей входили подарки сеньору, его старшему сыну на момент посвящения юноши в рыцари, а также дочери — в день её бракосочетания.

Со своей стороны сеньор обязывался защищать и поддерживать вассала, забо­титься о его владениях и потомстве на случай плена или смерти. Сеньор нередко определял судьбу наследников своего вассала — устраивал их браки, был опекуном до достижения ими совершеннолетия, ведь благополу­чие потомков вассала касалось непосредственно инте­ресов сеньора. Наследники, вступая во владение феодом отца, платили сеньору надлежащую сумму и клялись в верности.

Доспехи короля Испании Карла I. Первая половина XVI в.

В XI—XII вв. велись междоусобные войны, поэтому, чтобы приструнить феодальную вольницу, церковь при­няла несколько постановлений о Божьем мире, запре­щавших феодалам воевать во время религиозных празд­ников и еженедельно — от среды к понедельнику.

В бесконечных внутренних и внешних войнах посте­пенно формировалась психология и идеология средне­векового рыцарства. Сначала «рыцарь» был просто воином, который нёс вассальную, обычно конную, во­енную службу. Впоследствии это понятие приобрело более широкое значение — стало синонимом знатности и благородства. У рыцарей сформировались свои идеа­лы, понимание чести. Рыцарь должен был бороться за христианскую веру, защищать более слабого, держать слово, быть верным своему сеньору, уметь постоять за себя. Со временем основой рыцарского поведения ста­ла куртуазность, то есть соблюдение правил хорошего тона. Куртуазный кодекс предусматривал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, щедрость, тактичность, умение слагать стихотворения и играть на музыкальных инструментах, владеть искусством легкого непринужденного разговора с другими рыцарями и прекрасными дамами.

Рыцарь па коне. Миниатюра. Начало XIV в.

Почётное звание рыцаря нужно было заслужить. Это могло произойти после посвящения в рыцари за особые заслуги на поле битвы или после специального военного образовагшя до достижения совершеннолетия. Ради получения такой под­готовки будущего рыцаря в раннем возрасте отдавали на службу ко двору сеньора. Мальчик служил пажом, с 15-tit лет становился оруженосцем рыцаря-покровителя и везде его сопровождал. В битве юноша стоял возле коня рыцаря, держал его щит, подавал запасное оружие и сражался. Если парнишка хорошо выполнял службу, то его посвящали в рыцари.

Перед посвящением будущий рыцарь всю ночь мо­лился. После исповеди, причастия и обязательного ритуала купания на него надевали белые одежды. Они символизировали чистоту и искренность намерений.

Юноша клялся: «Положив руки свои на Святое Еван­гелие, в присутствии моего Господа и моего властелина, обещаю и клянусь тщательно соблюдать все законы и беречь наше славное рыцарство». После этого один из старейших рыцарей (или отец претендента) вынимал свой меч и трижды касался им плеча новобранца. Потом, так же трижды, его целовал. Наконец, юношу опоясы­вали поясом с мечом, с которым он уже никогда не смел расставаться, надевали шпоры, вручали щит и шлем.

Влюбленный рыцарь
Посвящение в рыцари
Рыцарский герб
Рыцарский турнир
Сцены из жизни рыцарей

Посвящающий будущего рыцаря бил его ладонью либо по затылку, либо по шее, либо по щеке, говоря: «Будь храбрым!» Это был единственный в жизни рыца­ря удар, на который он имел право не отвечать. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости ново­го рыцаря. Он вскакивал на коня и на лету должен был попасть копьём в чучело. В военное время процедура посвящения в рыцари происходила скромнее. Обряд по­священия в рыцари должен был пройти даже король.

Й. Шрейбер. Пажи. XIX в.

Охота и военные упражнения забирали всё время рыцаря. Впоследствии к ним прибавились и рыцарские турниры. Это были военные состязания, где рыцари сра­жались либо в индивидуальных поединках, либо груп­пами перед благородной публикой. Почётные места среди зрителей предоставлялись знатным дамам. Главным заданием рыцаря было удержаться на коне и тупым концом копья выбить противника из седла. Случа­лось, что на турнирах приходилось разрешать и вопросы рыцарской чести. Тогда борьба могла идти не на жизнь, а на смерть. Победители получали славу и при­знание, почётные призы, а также коней и оружие побежденных. Остаться рыцарю без вооружения и коня считалось позором, потому победитель возвращал их сво­им невезучим соперникам за выкуп. Немало бедных рыцарей, шествуя от замка к замку, сколачивали себе состояния. Этих искателей приключений стали называть странствующими рыцарями. Материал с сайта //iEssay.ru

Гербы чешских городов

На турниры рыцари выходили в шлемах, полностью закрывавших лицо. Их узнавали и различали по гербам, то есть по знакам и рисункам на рыцарском щите или на флажке (лев, дракон, орёл, сокол и др.). Сложную науку о гербах хорошо знали распорядители турниров — ге­рольды, то есть глашатаи. Рыцарь, прибыв на турнир, останавливался у барьера и, извещая о своём прибытии, трубил в рог. Тогда выходил герольд и громко рассказы­вал присутствующим о гербе этого рыцаря. С герольда­ми связано и развитие специальной науки о составлении и толковании гербов — геральдики.

Соколиная охота. Миниатюра. 1310-1330 гг.

Иметь свой герб стремился каждый феодал. Снача­ла гербы были только у крупных феодалов. Простые рыцари носили щиты с гербом своего сеньора. Позже они получили право на собственный герб. В середине XIII в. гербы появляются у духовных лиц, купцов, горо­жан. Дополнением к гербу часто был девиз — короткая надпись на гербе, щите о моральных принципах рыца­ря, событиях в его жизни и т. п. Например, «Иду своим путём» — девиз графов Немур Савойских; «Другим не стану» — девиз бургундского герцога Филиппа Добро­го. Собственные гербы имели и средневековые города.

Ныне герб является одним из национальных символов каждого государства.

XI в. Из письма епископа Шартрского герцогу Аквитании о взаимных обязанностях вассала и сеньора

Кто клянется в верности своему сеньору, всегда должен помнить о таких шести (обя­зательствах): не наносить вреда телу сеньора: не выдавать его тайн и не уничтожать его укреплений... не чинить препятствий праву, суду и всему другому, что касается его положения и прав... не наносить вреда его владениям.» не мешать ему достигать того, чего он легко может достичь, а также не делать для него невозможным то, что на самом деле возможно. Если верный (вассал) убережется от этого вреда, как того требует справедливость, то и (тогда) не заслуживает он феода, потому что не доста­точно не чинить зла, нужно делать благо. Кроме того, чтобы, выполняя упомянутые шесть (обязательств), советовал и помогал своему сеньору без обмана, если хочет быть награждён феодом, а также всегда был верен данной клятве. И сеньор во всём должен поступать так же по отношению к своему верному (вассалу).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Рыцарство История средних веков Сеньоры, вассалы, крестьяне. Феодальная лестница