На базе нескольких хороших школ возникали университеты. Первые университеты появились в XII в. в Болонье (Италия) и Париже (Франция). Позже возникли у
Тема: Средневековая культура западной Европы

Университеты средневековой Европы

На базе нескольких хороших школ возникали университеты. Первые уни­верситеты появились в XII в. в Болонье (Италия) и Париже (Франция). Позже возникли университеты и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанский в Испании, Пражский в Чехии, Краковский в Польше и т. д. В конце XV в. в Европе было 79 университетов. Большинство из них активно дей­ствует и в настоящее время, свято храня свои традиции.

Оксфорд (1) и Кембридж (2) — английские университеты, известные с XIII в.

Университет имел юридическую, административную и финансовую само­стоятельность, что предоставлялась ему специальными грамотами монарха или Римского Папы. Ученики средневековых университетов назывались студентами (от латин. studere — «старательно заниматься»). Университет делился на факуль­теты (от латин. facultas — способность преподавать гот или другой предмет).

Начальным считался артистический факультет (от латин.artis — искус­ство), который должны были закончить все студенты. Здесь изучали «семь свободных искусств». Выпускник артистического факультета получал право пре­подавать в школе или продолжать учёбу на одном из так называемых высших факультетов — юридическом, медицинском, богословском. Однако богослов­ские факультеты работали не во всех университетах, да и обучение на них было самым длительным. Например, подготовка юриста или врача длилась 5-6 лет, а богослова — 15.

1231 г. Из буллы папы Григория IX Парижскому университету

Мы признаём за вами право выдавать постановления или распоряжения, касающиеся способов и времени чтения лекций и проведения диспутов, внешнего вида [членов уни­верситета], похорон, а также распоряжения относительно времени и предмета лекций бакалавров [студентов] и арендной платы за квартиры. Мы также признаём за вами право справедливого наказания исключённых из вашего общества [университета] всех тех лиц, которые выступают против упомянутых постановлений и распоряжений.

И если случится, что с вас [незаконно] будет взыскиваться арендная плата за квартиры, или... кому-нибудь ли из вас нанесут обиды или непоправимые убытки ...то если на протяжении пятнадцати дней посте подачи соответствующей жалобы не будет возме­щения, вам позволяется приостановить все занятия в университете до той поры, пока вы не получите возмещения... Мы в дальнейшем запрещаем с этого времени арестовы­вать школяра [студента] за долги...

Занятия в университете назывались лекциями (от латин. lectio — чтение), которые читали профессора, а студенты слушали и записывали. Лекции дополнялись диспутами спорами на тему, что определялась пред­варительно. Нередко диспуты проходили так бурно, что завершались дракой.

Естественно, что жизнь школяров была нелёгкой, осо­бенно, если они происходили из бедных семей. Однако юноши умели веселиться, праздновать самые разно­образные события своей жизни с молодецким задором. Материал с сайта //iEssay.ru

Сорбонна — один из старейших европейских университетов

В 1257-1258 гг. духовник французского короля Робер де Сорбон открыл колле­гию (общежитие), которая предоставила пристанище 16 самым бедным студентам богословского факультета Парижского университета. Вскоре, благодаря пожертвованиям, коллегия была расширена и в неё начали принимать студентов из зажиточных семей за соответствующую плату. Коллегия не только предоставляла возможность проживания и пропитания, но и стала местом проведения занятий. В XVII ст. в честь основателя этой коллегии Парижский университет начали называть Сорбонной.

Активнейшими среди них были ваганты — школяры, которые странствовали из города в город, чтобы посещать лекции именитых про­фессоров или же заработать на проживание. Именно из их среды вышли многие талантливые поэты. Ваганты считаются авторами студенческого гимна, что и ныне исполняется в университетах всего мира.

Университеты имели большое влияние на культурную жизнь общества. Их выпускники могли уст роиться на выгодные церковные или государственные должно­сти. Наилучшие шансы для карьерного роста давало юридическое образование, но и магистры богословия, медицины и учителя не имели оснований сетовать на судьбу.


Ваганты (от латин. vagantes — бродячие люди) — в средние века так называли странствующих школяров, священников без парафий или беглых монахов, зарабатывающих на пропитание сочинением стихов и песен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Схоластика. Пьер Абеляр, Фома Аквинский История средних веков Школы и университеты в средневековье. Очаги образования и культуры