Университеты средневековой Европы
На базе нескольких хороших школ возникали университеты. Первые университеты появились в XII в. в Болонье (Италия) и Париже (Франция). Позже возникли университеты и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанский в Испании, Пражский в Чехии, Краковский в Польше и т. д. В конце XV в. в Европе было 79 университетов. Большинство из них активно действует и в настоящее время, свято храня свои традиции.
Университет имел юридическую, административную и финансовую самостоятельность, что предоставлялась ему специальными грамотами монарха или Римского Папы. Ученики средневековых университетов назывались студентами (от латин. studere — «старательно заниматься»). Университет делился на факультеты (от латин. facultas — способность преподавать гот или другой предмет).
Начальным считался артистический факультет (от латин.artis — искусство), который должны были закончить все студенты. Здесь изучали «семь свободных искусств». Выпускник артистического факультета получал право преподавать в школе или продолжать учёбу на одном из так называемых высших факультетов — юридическом, медицинском, богословском. Однако богословские факультеты работали не во всех университетах, да и обучение на них было самым длительным. Например, подготовка юриста или врача длилась 5-6 лет, а богослова — 15.
1231 г. Из буллы папы Григория IX Парижскому университету
Мы признаём за вами право выдавать постановления или распоряжения, касающиеся способов и времени чтения лекций и проведения диспутов, внешнего вида [членов университета], похорон, а также распоряжения относительно времени и предмета лекций бакалавров [студентов] и арендной платы за квартиры. Мы также признаём за вами право справедливого наказания исключённых из вашего общества [университета] всех тех лиц, которые выступают против упомянутых постановлений и распоряжений.
И если случится, что с вас [незаконно] будет взыскиваться арендная плата за квартиры, или... кому-нибудь ли из вас нанесут обиды или непоправимые убытки ...то если на протяжении пятнадцати дней посте подачи соответствующей жалобы не будет возмещения, вам позволяется приостановить все занятия в университете до той поры, пока вы не получите возмещения... Мы в дальнейшем запрещаем с этого времени арестовывать школяра [студента] за долги...
Занятия в университете назывались лекциями (от латин. lectio — чтение), которые читали профессора, а студенты слушали и записывали. Лекции дополнялись диспутами спорами на тему, что определялась предварительно. Нередко диспуты проходили так бурно, что завершались дракой.
Естественно, что жизнь школяров была нелёгкой, особенно, если они происходили из бедных семей. Однако юноши умели веселиться, праздновать самые разнообразные события своей жизни с молодецким задором. Материал с сайта //iEssay.ru
Сорбонна — один из старейших европейских университетов |
В 1257-1258 гг. духовник французского короля Робер де Сорбон открыл коллегию (общежитие), которая предоставила пристанище 16 самым бедным студентам богословского факультета Парижского университета. Вскоре, благодаря пожертвованиям, коллегия была расширена и в неё начали принимать студентов из зажиточных семей за соответствующую плату. Коллегия не только предоставляла возможность проживания и пропитания, но и стала местом проведения занятий. В XVII ст. в честь основателя этой коллегии Парижский университет начали называть Сорбонной.
Активнейшими среди них были ваганты — школяры, которые странствовали из города в город, чтобы посещать лекции именитых профессоров или же заработать на проживание. Именно из их среды вышли многие талантливые поэты. Ваганты считаются авторами студенческого гимна, что и ныне исполняется в университетах всего мира.
Университеты имели большое влияние на культурную жизнь общества. Их выпускники могли уст роиться на выгодные церковные или государственные должности. Наилучшие шансы для карьерного роста давало юридическое образование, но и магистры богословия, медицины и учителя не имели оснований сетовать на судьбу.
Ваганты (от латин. vagantes — бродячие люди) — в средние века так называли странствующих школяров, священников без парафий или беглых монахов, зарабатывающих на пропитание сочинением стихов и песен.