В средневековых городах зародилась и сформировалась демократическая культура светского характера, тесно связанная с народным творчеством. Ярче всего о
Тема: Средневековая культура западной Европы

Городская культура средневековой Европы

В средневековых городах зародилась и сформировалась демократическая куль­тура светского характера, тесно связанная с народным творчеством. Ярче всего она проявилась в городской литературе, созданной народным языком, а не латынью.

Издавна в народе были популярными весёлые развлекательные рассказы, басни, притчи, которые в период расцвета городов были литературно обработаны. Так появился самый популярный жанр городской литературы — небольшой рассказ комичного или сатирического содержания, сначала — в стихах, затем — в прозе, который во Франции назывался фаблио, а в Германии — шванк. Главным героем такого произведения был веселый, смекалистый человек, который всегда «выхо­дил сухим из воды». Например, в фаблио «Лекарь поневоле» рассказывается, как одному крестьянину приказали вылечить королевскую дочку, подавившуюся костью. Крестьянин сумел рассмешить принцессу, и кость выскочила у неё из горла. Больные всего города решили, что крестьянин обладает даром исцеления и стали требовать, чтобы он вылечил и их. Чтобы избавиться от свалившейся на голову врачебной практики, мудрый крестьянин предложил самому немощному прине­сти себя в жертву: его бросят в огонь, а все будут исцелены его пеплом. Услышав это, все больные заявили, что они совершенно здоровы.

В городской литературе развивались и другие жанры: сатирический эпос («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»), морально дидактическая поэзия («Видение о Петре Пахаре», «Книга о нравах») и др.

Франсуа Вийон — поэт-мятежник. Гравюра на дереве. 1497 г.

К городской литературе относят и поэзию вагантов. Её творили странствующие школяры, монахи, нарушив­шие обет оседлости и священники без парафии. Свои стихотворения они писали латынью. Тематика про­изведений была достаточно широкой: сатирическое высмеивание взяточничества и аморальности духовен­ства, воспевания веселых развлечений, любви, хвалебные стихотворения на заказ и т. д. Традиции вагантов про­должил чрезвычайно талантливый поэт Франсуа Вийон, живший в XV в. Иногда его называют «последним вагантом», хотя он писал не латынью, а по-французски.

Поэзия Вийона противоречива, она отражает закат эпохи Средневековья и начало Возрождения.

Лирический герой его произведений стремится понять себя — и не может, ищет путей — и не находит.

От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом.
Чужбина мне — страна моя родная...
(Из «Баллады поэтического соревнования в Блуа»)

Духом новизны пронизано творчество ещё одного выдающегося творца — англий­ского писателя Джефри Чосера (1340-1400). Ему принадлежат «Кентерберийские рассказы», где глубоко и правдиво воссоздана жизнь тогдашней Англии.

Горожане очень любили разные театральные представления: грандиозные мистерии, длившиеся иногда несколько дней; поучительные миракли и моралите, возникшие сначала как дополнение к церковным богослужениям; веселые фарсы с переодеваниями, драками, ссорами.

Большую роль в развитии театрального искусства играли странствующие актёры — жонглёры. Это были преимущественно бедные, бездомные люди, кото­рые пешком или на телегах странствовали дорогами средневековой Европы. Они объединяли ремесло певца-музыканта и актёра. Жонглёры выступали на перекрестках больших дорог, в городах и сёлах, были неизменными участниками ярмарок, народных и религиозных праздников. Материал с сайта //iEssay.ru

Портрет Данте Алигьери. Фрагмент фрески «Рай». Флоренция. XIV в.

XIII в. Поучения средневекового трубадура жонглёру

Ты должен играть на разных инструментах, вращать на двух ножах мячи, переки­дывать их с одного лезвия на другое: показывать марионеток; прыгать через четыре обруча; купить себе рыжую накладную бороду и костюм, чтобы... пугать дураков; научить собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; вызывать смех у зрителей остроумным высмеиванием человеческих пороков; бегать и прыгать по канату, натянутому от одной башни к другой.

Венчает культурные достижения эпохи Средне­вековья творчество гениального поэта и мыслителя Данте Алигьери (1265-1321). Всемирно известного флорентинца считают творцом итальянского литературного языка. Славу и бессмертие принесла Данте философ­ская поэма «Божественная комедия», где автор пытается осмыслить человека как часть Вселенной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Героический эпос и рыцарская культура средневековья История средних веков Европейская культура раннего Средневековья