Варварские народы, которые осели на территории прежней Римской империи, сохранили свои правовые обычаи. Они передавались устно, из поколения в поколен
Тема: Государство в средневековой Европе

Право и суд в Средневековье

Варварские народы, которые осели на территории прежней Римской империи, сохранили свои правовые обычаи. Они передавались устно, из поколения в поко­ление, и изменялись крайне медленно. С возникнове­нием варварских государств появилась необходимость фиксировать свои обычаи в письменном виде. К этому побуждало и непосредственное соседство с римлянами, которые знали письмо и имели писаные законы. Поэ­тому в V-IX вв. в варварских королевствах появились сборники законов, которые регламентировали наказа­ния за соответствующие нарушения или преступления.

В отечественной науке их принято называть «правдами», подобно «Русской правде». Самые известные «Бур­гундская правда», «Салическая правда», «Саксонская правда». Интересно, что, согласно некоторым «варварским правдам», покорён­ное романское население находилось в неравноправном положении. Например, за убийство свободного франка «Салическая правда» определяла штраф в размере 200 солидов, а за убийство римлянина-землевладельца — 100 солидов.

Юстиниан. Мозаика. VI в. Во время правления императора Юстиниана был составлен кодекс римского нрава.

Из приложений и поправок к «правдам» постепенно сформировалось королев­ское законодательство с важнейшей составляющей — капитуляриями франкских королей. В VI в. но распоряжению византийского императора Юстиниана было сис­тематизировано римское право. Это были законы императоров II — начала VI вв., новые законы самого Юстиниана, высказывание самых авторитетных античных юристов, а также короткий учебник по праву. Все эти части составили многотомный сборник, названный в XII в. получил название «Свод гражданского права». В том же XII в. начал формироваться и «Свод церковного права».

Уже в XIII в. прослеживаются тенденции создания сборников феодального права, которое действовало бы в отдельных регионах Западной Европы. Самым известным среди них является «Саксонское зерцало», которое обобщило обычное право Саксонии. Оно стало образцом для составления правовых книг не только Германии, но и других европейских стран.

Для эпохи Средневековья характерно то, что единого и равного для всех право­судия не существовало. Главным судьей обычно считался король. Но на местах судебные функции часто выполняли его уполномоченные. Например, во Франк­ском государстве на судебных заседаниях председательствовали графы. Каждое общественное сословие имело свои суды. Дела духовных лиц рассматривались в церковных судах. Конфликты и споры между горожанами решал городской трибу­нал. Зависимые крестьяне подлежали суду сеньора. Судьбу благородного вассала имел право вершить только суд, где заседатели были равны ему по статусу.

Система наказаний эпохи Средневековья отличалась особой жестокостью. Её основу составляли телесные наказания, которые приводили к увечьям. Даже осужденных на казнь часто подвергали истязаниям и мукам.

Отношение к подозреваемому во время судебного заседания и даже исполнение приговора зависело err его статуса. Почтенному рыцарю или гражданину доверяли и давали возможность принести присягу очищения для защиты err обвинения. Тогда как нарушения простолюдинов воспринимались как нечто само собой разумеющее­ся. Простых людей признавали виновными и почти сразу же казнили, как правило, через повешение или колесование. Благородных казнили отрубанием головы. При­говоры исполняли профессиональные палачи.

Если установить вину было достаточно тяжело, то в силу вступал закон Божьего суда. Противникам назначались поединки. Считалось, что «небесные силы» обе­спечат победу невиновному, а преступник будет наказан. Если обвиняли женщи­ну, за неё мог заступиться любой рыцарь. В основе Божьего суда были заложены религиозные представления о том, что истина может быть установлена только благодаря вмешательству Бога.

Д. Боутс. Правосудие Оттона: Казнь. 1473-1480 гг.

В раннем Средневековье одной из разновидностей Божьего суда были ордалии испытание огнём, водой, а также применение других истязаний для установления вины. Во время испытания огнем подозреваемый должен был пронести голыми руками раскалённое железо или пройтись с завязанными глазами по горячему углю босыми ногами. Если он выдерживал все эти испытания, не получал особенных травм или полученные раны заживали в течение трёх дней, его оправдывали. Дру­гим способом установление истины было погружение руки в кипяток. Для слу­жителей церкви предназначалось испытание освященным хлебом. Считалось, что виновный обязательно им подавиться. Между прочим, сеньор мог легко избежать испытаний железом или водой, отправив вместо себя кого-то из слуг.

X в. Из Закона об ордалиях (Англия)

А если ордалия будет осуществляться водой, то пусть эта вода будет кипящей, к тому же, котел должен быть железный или мед­ный, свинцовый или глиняный.

А если обвинение простое, то рука, чтобы вынуть камень, должна быть погружена в кипяток до запястья. А если обвинение тройное то до локтя. А обвиняемый пусть выпит освяченной воды, потом пусть оро­сит ею руку, которой он должен нести ордалию (квадратное желе­зо), и так пусть начнет испытание. И его рука должна быть заверну­та, и на третий день обследована, чтобы увидеть, обожжена ли рука, то есть, виновен ли подозреваемый или нет. Материал с сайта //iEssay.ru

Д. Боутс. Правосудие Оттона: Суд Божий испытание огнем. 1473-1480 гг.

В XIII в. Божий суд и ордалии были отменены. В то время в некоторых странах Европы уже активно действовал суд присяжных: 12 свободных лиц под присягой решали судьбу подсудимого на основе предоставленных им доказательств.

В процессе судебной практики постепенно формировалось королевское, то есть общее право. Оно вытесняло местное право сеньориальных судов.

В целом можно сказать, что судебная система средневековой Европы была не­совершенной и далёкой от норм христианской морали.

Во время правления короля Карла V Валуа в 1371 г. на острове Нотр-Дам состоялся уникальный «поединок справедливости». Легенда рассказывает, что у рыцаря Обри де Мондидье была собака Геркулес породы бриар. Пёс был с хо­зяином, когда рыцарь Меккер из зависти убил Мондидье и закопал тело в лесу. Пес узнал убийцу и стал его преследовать. Король Карл, у которого тоже якобы были бриары, заинтересованный странным поведением пса, приказал устроить «поединок справедливости» между Меккером и Геркулесом — и пёс выиграл. Убийца признал себя виновным и был казнён. В церкви Мондидье установили щит с изображением верного пса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Монархия, короли. Карл Великий История средних веков Сословная монархия