В V-VI вв. среди населения Аравии наблюдается стремление преодолеть племенную раздробленность и создать единое арабское государство. Оно нашло своё вы
Тема: Арабский халифат

Мухаммед и возникновение ислама

В V-VI вв. среди населения Аравии наблюдается стремление преодолеть пле­менную раздробленность и создать единое арабское государство. Оно нашло своё выражение и проповеди поклонения одному Богу. В разных районах Аравии начали появляться проповедники единой веры. В Мекке таким проповедником стал Мухаммед, который родился в семье курейшитов около 570 г. Его родители занимались торговлей, но рано умерли. Сироту взяли на воспитание родствен­ники. Однако уже подростком Мухаммед зарабатывал сам погонщиком верблюдов. Возможно, он ходил с караванами в Сирию и плавал на торговых кораблях по Красному морю.

Мухаммед ремонтирует Каабу. Миниатюра. XIV в.

Вскоре умный юноша привлекает внимание Хадиджи, вдовы богатого купца, которая поручает ему вести её торговые дела. Через пять лет, очевидно убедив­шись в его надёжности, Хадиджа предлагает Мухаммеду жениться на ней. Это предложение было чрезвычайно выгодным для молодого мужчины, не имеющего необходимых средств для ведения серьёзных дел. Игнорируя общественное мне­ние, ведь жениху было 25. а невесте — 40 лет, в 595 г. они женятся. Согласно своему новому статусу, Мухаммед занимает надлежащее ему место в торговых кругах Мекки, ведёт спокойную, размеренную жизнь.

С молодых лег Мухаммед был склонен к религиоз­ным размышлениям. Он любил уединяться, молился и придерживался поста, рассуждая о смысле жизни. В одну из таких, наполненных размышлениями, ночей в 610 г. перед Мухаммедом предстал архангел Джебраил (у хрис­тиан архангел Гавриил) и сообщил, что Бог (Аллах) избрал его своим Пророком (посланцем). Сомневаясь в истинности своего предназначения, Мухаммед решил всё рассказать Хадидже. Мудрая женщина развеяла его сомнения и вместе со своим двоюродным братом Варакой первой уверовала в божественную сущность Мухаммеда. Именно Варака, якобы, вымолвил слова: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк его».

Голубая мечеть в Стамбуле. Современное фото
Мечеть в Медине

Тогда Мухаммед получил новые откровения, поразившие его до глубины души. Он поверил в свою пророческую миссию. Впоследствии вокруг Мухаммеда начали собираться сторонники. Мухаммед призывал отречься от языческих богов и принять полное повиновение Аллаху. Отсюда и происходит название новой рели­гии – ислам, то есть «покорность». Принятое в Европе название мусульманство происходит от арабского слова «муслим», что означает «покорный Богу».

Смелые проповеди Мухаммеда и его призывы принять новую веру вызвали недовольство знати, которая получала немалую прибыль от паломничества к Каабе. Ситуация была настолько напряженной и опасной, что в 622 г. Мухаммеду с семьёй и единоверцами пришлось бежать из Мекки в соседний торговый город Ясриб. Это событие — хиджраараб. «переселение») — считается в исламе началом новой эры, началом мусульманского летоисчисления.

Современная Кааба расположена в центре мечети аль-Харам (Священной) рядом с источником Земзем. Это кубическое каменное сооружение без окон, высотой почти 10 м и шириной около 8 м с плоской крышей. Внешние стены Каабы покрыты чёрной парчой, на которой вышиты пророчества Мухаммеда. Пол Каабы выложен мрамором, никакой мебели в ней нет. В восточном углу стены вмурован Чёрный Камень н серебряной оправе. По преданию мусульман, этот камень является «зеницей Аллаха». Паломники шли к нему, чтобы узнать свою судьбу после смерти. Через Чёрный Камень грешники видели адские муки, а праведники — роскошную райскую жизнь.

В Ясрибе Мухаммед успешно проповедовал. Жители Ясриба решили дать сво­ему городу новое название — Медина (город Пророка). Именно здесь Мухаммед открыл первый мусульманский храм мечеть, ввёл порядок мусульманского бого­служения. Впоследствии он стал правителем Медины и начал войну с Меккой. В 630 г. Мухаммед подошёл с войском под стены Мекки и, не встретив сопротивле­ния, вступил в город победителем. Он семь раз обошел Каабу, дважды поклонился и приказал выбросить всех идолов, украшавших храм. С того времени Кааба стала святилищем мусульман. Ислам победил.

VIII в. Из «Жития посланца Божьего»- арабского писателя и богослова Ибн-Исхака

Зейд, отправляясь в дорогу, получил от Мухаммеда такие наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам и, или переселились в Медину, в таком случае они будут иметь право и обязанности переселенцев, или остались в своей стране и, в таком случае, они, подобно арабам-мусульманам, будут находиться под властью Аллаха, но не будут получать доли в добыче, за исключением случаев, если они будут принимать участие в походе. Если они не захотят принять ислам, то требуй от них уплаты всеобщего налога. Если они и на это не согласятся, вступай (с ними) в бой.

С завоеванием Мекки Мухаммед стал утверждать новую веру во всей Аравии. Это положило начало объединению аравийских городов и кочевых племён в единое государство. Но в 632 г. Мухаммед занемог и умер. Его могила в Медине, рядом с Каабой, стала второй великой святыней мусульман и местом паломничества.

Вскоре после смерти Мухаммеда его ученики и единомышленники по памяти записали пророчества и откровения своего учителя. Эти записи стали основой свя­щенной книги мусульман Корана (от араб, «ал-куран» — чтение вслух наизусть). Он состоит из отдельных частей сур. Дополнением Корана является Сунна сборник высказываний Мухаммеда. Материал с сайта //iEssay.ru

Обложка Корана — священной книги мусульман

Согласно Корану, Мухаммед является последним Пророком в плеяде Господних посланцев, о которых говорится в Ветхом Завете и Библии. До Мухаммеда такими пророками были Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус Христос. Послания Мухаммеда содержат знания предшественников и новые откровения, и потому, по мнению его последователей, лишь они являются истинными. Мухаммед не отри­цал иудаизм н христианство, однако утверждал, что сторонники этих религий так и не поняли глубины данного им откровения. Поэтому он считал их «неверными», а мусульман «правоверными». Обязанность, мусульман — распространять ислам, мужественно проповедовать его принципы и даже принимать участие в джихаде (газавате) — священной войне с «неверными».

Новая религия Мухаммеда приписывала каждому мусульманину придержи­ваться пяти правил: 1) верить в единого Бога — Аллаха; 2) пять раз в день совершать молитву (намаз), повернувшись лицом к Мекке; 3) придерживаться месяц поста (рамазан), во время которого нельзя есть до захода солнца; 4) творить милостыню и платить специальный налог в пользу бедных; 5) хоть раз в жизни совершить палом­ничество в Мекку (хадж) на родину Пророка.

Согласно Корану, правоверным не разрешено употреблять свинину, играть в азартные игры, женщины должны закрывать лицо.

VII в. Из Корана

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица и на запад и на восток, а бла­гочестивый тот, кто поверил в Аллаха, в последний день, в ангелов, в писание, в пророков, и раздавал имущество, невзирая на любовь к богатству, близким, и сиро­там, и беднякам, и путникам, и попрошайкам, и рабыням.

А когда закончатся месяцы запрета, бейте язычников, где их найдете, захватывайте их, берите в осаду, устраивайте засады против них во всяком скрытом месте! Если они обратились, и помолились, и очистились, то освободите им дорогу»: ведь Аллах всепрощающ, милосерден!


Мечеть (от араб. — место поклонения) — религиозна сооружение у мусульман, в котором происходят богослужения и произносятся проповеди.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Культура и искусство арабского мира в средневековье История средних веков Объединение арабов и начало мусульманских завоеваний