Культура и искусство арабского мира в средневековье
В становлении арабской культуры приняли участие не только арабы, но и другие народы Халифата, которые приняли ислам, арабский язык и письменность.
Успешно развивались в арабском мире естественные науки: математика, астрономия, география, медицина. Арабские математики создали алгебру.
В Багдаде и Дамаске уже в IX в. существовали обсерватории. Ученый Аль-Бируни (X-XI в.) высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Таджик Ибн-Сина (европейцы называли его Авиценной) разработал медицинскую систему, которой Восток и Запад пользовались на протяжении шести столетий. Арабская астрономия была тесно связана с астрологией, а химия — с алхимией.
В самых больших городах Халифата открывались университеты и большие библиотеки.
Процветала арабская литература. Арабские поэты воспевали военные подвиги, кочевую жизнь. Поэт Фирдоуси (писал на таджико-персидском языке) сложил большую поэму «Шахнаме» («Книга царей»), посвященную подвигам легендарных героев. Слагались замечательные сказки об удивительных приключениях и путешествиях, о ловких и хитрых людях. Они со временем вошли в сборник «Тысяча и одна ночь».
Арабы строили великолепные города. Так, поселившись в Испании, они построили там Кордову, где — диво дивное! — улицы были вымощены и ночью освещались фонарями.
Лучшими памятниками средневековой арабской архитектуры были величественные дворцы, мечети, школы и университеты. В испанском городе Гранаде сохранился прекрасный дворец Альгамбра («красная»), построенный в XIH-XIV вв. Его легкие колоны держат на себе перекрытия, словно сотканные из кружева. Возле мечети, во дворике с бассейном, окруженном крытыми галереями, арабы возводили минарет, медресе, мавзолеи.
Арабские мастера изготавливали чудесную бронзовую посуду в виде животных и птиц.
Крепость Альгамбра в Гранаде — воплощение простоты, суровости и могущества |
«Львиный дворик» во дворце Альгамбра — вершина мусульманской архитектуры XIV в. |
Мечеть в Кордове — одно из величественнейших исламских сооружений в мире. Конец VIII—X вв. |
Фонтан для омовений во дворе мечети в Исфахане (Иран) |
XIII в. Из труда иранского историка Ибн-Исфендиара
Мужчина преподнес ему (властителю) украшенную драгоценными камнями чашу, сделанную в виде петуха со вставленными вместо глаз драгоценными рубинами. Тот взял подарок и отдарил его. И однажды властителю доложили, что тот мужчина хвалится, мол, никто еще не сделал властителю такой услуги. Тот приказал организовать пир и на него пригласить хозяина петуха и еще 500 гостей. Перед каждым поставили по петуху, еще краше, чем первый. Мужчине стало стыдно, он встал, поцеловал землю и извинился. Властитель его усадил, вернул ему петуха и подарил еще двух таких. Материал с сайта //iEssay.ru
Арабская вязь |
Арабы считали искусством каллиграфию. Каллиграфы и поэты нередко занимали высокие должности в Халифате. Пространство между буквами арабы временами заполняли растительным орнаментом, и это придавало арабескам — хитросплетению арабского шрифта — особую обворожительность. Ни одно другое письмо не имеет столько шрифтов, как арабское.
Средневековый Запад позаимствовал у арабов немало научных знаний, производство бумаги. Из арабской Испании распространились в Европе работы многих античных ученых. Арабы научили европейцев чертить карты, пользоваться глобусом и компасом. От арабов европейцам достались слова «зенит», «алгебра», «алхимия», «альманах» и др.
Обсерватория — научное учреждение, в котором с помощью специальных приборов наблюдают за небесными светилами и изучают их.
Минарет — башня при мечети, из которой созывают мусульман на молитву.
Медресе — высшая богословская школа у мусульман.
Арабески — сочетание растительного орнамента с арабской надписью.
Каллиграфия (чистописание) — искусство разборчиво, чисто и красиво писать.