Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восто
Тема: Древнерусская литература

Периоды развития древнерусской литературы

Древнерусская литература возникла в XI веке и развива­лась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с цен­тром во Владимире, летописная Русская земля пережила мон­голо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царём, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романовых. Русь становилась Рос­сией, передавая своей преемнице богатейшие литературные традиции.

Термин «древнерусская литература» является условным. Начиная с XIII века литература, изучаемая нами, является вос­точнославянской словесностью средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за назван­ным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.

Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д. С. Лихачёву):

  • литература Киевской Руси (XI-XIII вв.);
  • литература XIV-XV вв.;
  • литература XVI века;
  • литература XVII века.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литератур­ных жанров, закладывались основы всех восточнославянских ли­тератур — русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литератур начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского ли­тературного языка большую роль играет не только живой разго­ворный язык того времени, но и еще один язык, близкородствен­ный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский).

Литература следующих двух периодов — это уже литература собственно русского народа, который приобретал национальную самостоятельность на северо-востоке Руси. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и словесно­сти, время, которое называют Предвозрождением.

XVI век — время развития публицистических жанров. Созда­ётся «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, от­ражающих принципы патриархального быта. «Домострой» тре­бует строгости домашнего уклада.

Во время царствования Ивана Грозного создаются «Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, включающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от ты­сячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составле­ние беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены произведения различных жанров, к созданию, перево­ду и редактированию которых было привлечено большое количе­ство русских писателей, переводчиков, книжников и переписчи­ков. В это же время создаётся «Лицевой свод», который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстра­циями).

XVII век — эпоха, когда меняется мировоззрение людей, ста­рые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не кня­зя, не святого.

Древнерусская литература не похожа на литературу нового времени: её пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной спо­соб изображения жизни и человека, иная система жанров.

В эпоху средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные виды древнерусского литературного творчества — летописание, жи­тия, красноречие, которое включает в себя поучения, жанры по­хвалы и слова; воинские повести, хожения (хождения) и посла­ния. Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI-XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.

Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольк­лорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерус­ская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать всё, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужеб­ных книг и законодательных актов.

Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными считались Новый Завет, Священное писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важ­ными также считали исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочи­нения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».

В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произ­ведения, помимо литературного значения, имеют ещё и практи­ческое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени про­исходит отделение художественно-эстетической функции от бы­товой, прикладной.

Древнерусская литература — дореалистическая, средневе­ковая, изучение её показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жи­телей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христи­анства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» расска­зывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Еван­гелие не сгорело в огне. Поражённые язычники поверили в ис­тинность нового учения и крестились. И книга, и сама письмен­ность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как божественное откровение. Понятия «христианство», «книга» и «чудо» тесно переплетались между собой.

Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать (подготовленные) тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксиче­ские конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — всё требует комментария. Не пы­таясь вдуматься в смысл произведения, современный читатель как бы обманывает сам себя. Так, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» кажется ему забавной сказкой, и её бо­гословская проблематика и философская глубина остаются не­замеченными.

За последние столетия коренным образом изменились стерео­типы общественного сознания, нормы поведения, мышление че­ловека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе. Материал с сайта //iEssay.ru

Первоначально вся словесность была исключительно цер­ковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читате­лей. Это проявляется не только в богослужебных и богослов­ских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.

В представлении православного средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, прибли­жало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Муд­рый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «вьсем сердцъмъ». Чита­тель останавливался, повторно перечитывал важные места, вни­мательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу ве­щей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.

Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не второ­пях, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными по­мыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе Мифы народов мира. Античная, древнерусская литература -