«Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» не затерялось
на границе «дикого поля».
А. С. Орлов
А. И. Герцену принадлежит мудрая мысль о том, что книга — это завещание одного поколения другому.
«Слово о полку Игореве» и является таким завещанием: оно воспитывает патриотизм, уважение к истории нашей родины, к ее героическому народу. А еще — вызывает удивление.
Как на заре средневековья, в пору княжеских междоусобиц и страшных, опустошительных набегов кочевников, разорявших Русскую землю, могло быть создано такое произведение?! Оно поражает воображение и через восемь веков, свидетельствуя о высоком уровне культуры Киевской Руси.
Кто автор «Слова», нам неизвестно. Вернее, неизвестно его имя и фамилия. Но мы точно знаем, что он был патриотом и гениальным творцом, сумевшим создать произведение, пережившее века. Этот мудрый и мужественный человек понимал, что спасение Руси — в единстве, в предотвращении раздробленности и княжеских междоусобиц.
Произведение не случайно названо «Словом»: оно написано в форме страстного, горячего призыва к единению во имя защиты Русской земли.
Но «Слово о полку Игореве» не только ораторская речь, это и повесть, и поэма, и героическая песнь: рассказ о походе Игоря сопровождается в нем многочисленными лирическими отступлениями, в которых дается оценка происходящего, воспеваются героизм и бесстрашие русских ратников, осуждается эгоизм князей.
Композиция «Слова» одновременно сложная и стройная. Произведение состоит из нескольких частей: вступление, рассказ о походе Игоря на половцев, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, побег Игоря из плена, заключение. Действие происходит одновременно в разных местах, высказываются мысли о прошлом, настоящем и будущем. Картины-песни кончаются припевами: «... ища себе чести, а князю — славы», «О, Русская земля! Ты уже за холмом» и др. Благодаря этим припевам произведение как бы делится на строфы.
Автор отражает в «Слове» отношение к жизни людей своего времени, правдиво раскрывает их психологию, показывает суеверия, языческие верования. Поэтому природа в поэме живая, очеловеченная. Она не фон, а полноправное действующее лицо, сочувствующее, горюющее, торжествующее. Так, во время похода Игоря «солнце тьмою застилало ему путь, ночь стонала грозою, перебудила птиц; поднялся близко свист звериный». А когда русские полегли на поле сражения, «никнет трава от жалости, а дерево печально к земле преклонилось».
Целью автора было не только изложить факты, но и дать им оценку, руководствуясь главной идеей — призывом к объединению Руси (вот начало публицистики в русской литературе!). Поэтому он то сравнивает прошлое с настоящим, то прерывает повествование своими размышлениями и воспоминаниями, то переставляет события, чтобы убедительно доказать необходимость защиты Русской земли общими усилиями.
Века, прошедшие после создания «Слова», не обесценили его патриотическую идею, не приглушили поэтического звучания, не стерли красок.
Чем это объяснить? Я думаю, тем, что есть вечные истины и вечные ценности, которые не могут устареть. Не может настоящий человек не быть патриотом, не может не защищать идею мирного труда, не может не понимать, что в единстве — сила народа. Вот почему автор «Слова» всегда современен, а его мысли близки и нашим предшественникам, и нам, людям XXI века.
И еще одно обстоятельство делает «Слово» бессмертным литературным памятником: его автор черпал художественные средства из устного народного творчества, а это — неиссякаемый источник красоты и выразительности для литературы всех времен. Материал с сайта //iEssay.ru
В «Слове» много символических образов, характерных для народной поэзии: сокол — символ хищной силы, кукушка — олицетворение одиночества. Широко использует автор метафоры, оживляя, очеловечивая природу: «ночь стонала грозою», «печаль обильно потекла среди Русской земли»; постоянные эпитеты: «чистое поле», «серый волк», «черный ворон».
«Слово» не мертвый, застывший монумент, а живая память об истории, культуре и искусстве нашего народа, источник вдохновения для художников слова всех времен. Влияние древнерусского памятника чувствуется во многих произведениях литературы русского средневековья, например в «Задонщине», посвященной Куликовской битве, в «Сказании о Мамаевом побоище».
Красотой «Слова» были покорены великие поэты и писатели XIX—XX веков: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, И. А. Бунин. Прекрасную оперу «Князь Игорь» создал композитор А. П. Бородин.
«Слово о полку Игореве» — литературный памятник, к которому «не зарастет народная тропа», оно всегда будет находить горячий отклик в сердцах тех, кто любит свою родину.