Вопросы и ответы к «Слову о полку Игореве»
- Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игореве» ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте.
- Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.
- Что явилось главным для автора — повествование о походе Игоря или лирический отклик на него? Какое начало — эпическое или лирическое — преобладает в «Слове…»? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.
- Какое значение имеет образ певца-поэта Бояна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повествование от повествования Бояна.
- Составьте план ответа на тему: «Образы князей в «Слове о полку Игореве». (Каким рисует автор «Слова…» Игоря? Каково его отношение к другим князьям? К чему призывает всех русских князей автор «Слова о полку Игореве»?)
- Князья прошлого в «Слове о полку Игореве» (Олег Святославич (Гориславич), Всеслав Полоцкий, Ростислав Всеволодович). Смысл обращения к этим образам.
- Князь Игорь — главный герой «Слова…»:
- князь Игорь как воин;
- патриотические убеждения Игоря;
- отношение князя Игоря к другим князьям;
- князь Игорь как семьянин;
- способность князя Игоря анализировать собственные ошибки и извлекать уроки;
- отношение к князю Игорю других князей, сил природы;
- использование эпитетов, метафор, сравнений других художественных приемов в изображении князя Игоря.
- Образ князя Святослава, авторское отношение к нему, роль в произведении.
- «Буй тур» Всеволод и Владимир Игоревич; их боевые и человеческие качества. Отношение автора к ним.
- Воплощение идеи независимости Русского государства и необходимости объединения через изображение русских князей.
- Найдите в тексте характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и других) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений? Ответ обоснуйте.
- Приведите примеры поэтических приемов и образных средств, присущих устному народному творчеству (фольклорные эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, повторы). Материал с сайта //iEssay.ru
Вот примеры типично народных эпитетов: чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, каленые стрелы, борзые кони, черный ворон, красные девы. Метафорические образы: битва — пир и битва — посев, жатва. Сравнение поля битвы с пашней имеет и противопоставительную направленность: в народной поэзии войне противопоставлен мирный труд, разрушение — созиданию, смерть — жизни. Повторы: ни мыслию смыслите, ни думаю думати. Характерное олицетворение фольклорного происхождения: ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось. В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова о полку Игореве» изображается с помощью приема гиперболы. Так, Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам Киевским, галицкий Ярослав подпер горы угорские (венгерские) своими железными полками, загородив путь королю, а Дунаю ворота.
- Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
- По определению литературоведа А. С. Орлова, героем «Слова о полку Игореве» является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»?
О жанре «Слова о полку Игореве» в литературоведении нет единого мнения.
Действительно, некоторые, но немногочисленные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повести, например авторы словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси», изданного под редакцией В. В. Кускова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерусской литературы светского исторического повествования, посвященного изображению воинских битв и подвигов. Содержание таких повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбы родины, описанием борьбы за независимость, осуждением княжеских междоусобиц и призывом к единению Руси. По мнению Д. С. Лихачева: «Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному, лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.». Все это есть в «Слове о полку Игореве», используется и военная терминология того времени. Однако это жанровое определение скорее относится к «Повести о походе на половцев
Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенной в Ипатьевской летописи. Поэтика же «Слова о полку Игореве» не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших исследователей литературы русского Средневековья о жанре «Слова…», которые свидетельствуют о поэтическом богатстве и огромной художественной ценности этого произведения древнерусской литературы. И. П. Еремин: «Слово…» принадлежит к жанру торжественного красноречия». Д. С. Лихачев: «Слово…» из письменных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноречия, а из фольклорных — к плачам и словам». Н. И. Прокофьев определил род «Слова…» как лироэпическую песнь, учитывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы («Песнь о Роланде»).
Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невозможным в силу недостаточной доказательности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведений, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Владимир Мономах, Кирилл Туровский, митрополит Илларион и некоторые другие государственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными трудами. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувствует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государственной власти, единения под эгидой великого князя киевского. Хотя в реальности Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятельного.
Святослав грозный великий киевский —грозою;прибил своими сильными полкамии булатными мечами,наступил на землю Половецкую,притоптал холмы и овраги,взмутил реки и озера,иссушил потоки и болота.А поганого Кобяка от Лукоморья,из железных великих полков половецких,как вихрь, исторг:и пал Кобяк в граде Киеве,в гриднице Святославовой.Тут немцы и венецианцы,тут греки и моравыпоют славу Святославу,корят князя Игоря…Узнав о поражении Игоря и его дружины, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нарушивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.
На протяжении всего произведения автор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору половцам, выступить единым войском, постоять:
за обиду сего времени,За землю Русскую,За раны Игоревы,буйного Святославича!Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сыну Владимиру, видит в них храбрых воинов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художественных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче героизма русских храбрых воинов, в картине горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпитетами типа «поганые» наделяет он половцев.
Автор «Слова…» прекрасно владел многими жанрами литературы Руси того времени: и летописанием, и повестью, и лироэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы которых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого величайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского труженика ему очень близки.
Само повествование о походе Игоря включено в летописи. Главная задача автора — создать художественное произведение, наряду с событийной стороной довести до читателя свое эмоциональное отношение к происходящему. В нем много лирических отступлений, например «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, постоянные авторские монологи, полные горечи и сочувствия к Русской земле и храброму воину князю Игорю и его дружине, скорби о княжеских распрях. Посему целесообразно отнести «Слово о полку Игореве» к лироэпическому роду литературы.
Мастерство древнего певца Бояна высоко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные художественные приемы, особенно сравнения, для восхваления певца и его произведений. Боян — «вещий», «соловей старого времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храброму Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невозможным слагать повесть «старыми словесами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему событиях. Д. С. Лихачев подчеркивает огромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными событиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно он относится к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала князьям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив таким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и (междоусобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательного лироэпического произведения.
План
Ярославна сопоставляется с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует ее горестное настроение, и вместе с тем сравнение с птицей придает ее образу поэтичность, говорит о готовности быстро прилететь на помощь, самозабвенность. Не случайно заступничество Ярославны перед силами природы за мужа становится символической причиной завершения событий. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать. Необыкновенная храбрость и воинская отвага младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, в любых обстоятельствах до последнего мига сражающихся с врагами. В его мужестве и храбрости автор видел залог будущих побед над кочевниками. Сам князь Игорь сравнивается с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и стаями галок, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом. Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.
Силы природы участвуют в судьбах людей. Так, солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения.
Изображение, как было уже сказано, бескрайних просторов родины, героических дружин, картины скорби русских людей, особенно женщин, в период неудачного похода Игоря, печаль о страданиях русичей ставят в центр произведения всю страну, ее многогранный образ. Русь воспринимается как единое огромное целое. В этом еще одна важная причина, почему нельзя ограничивать жанр «Слова…» только воинской повестью. Это, скорее всего, лироэпическая песнь. Патриотическая мысль, мысль о необходимости единения всех княжеств Русской земли во имя ее независимости и процветания является главной идеей «Слова о полку Игореве». К Русской земле обращены все лучшие чувства автора.