Почему, на ваш взгляд, 'Слово о полку Игореве' ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте. О жанре 'Сло
Тема: Слово о полку Игореве

Вопросы и ответы к «Слову о полку Игореве»

  1. Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игоре­ве» ряд исследователей относят к воинским повес­тям? Ответ обоснуйте.
  2. О жанре «Слова о полку Игореве» в ли­тературоведении нет единого мнения.

    Действительно, некоторые, но немного­численные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повес­ти, например авторы словаря-справочни­ка «Литература и культура Древней Ру­си», изданного под редакцией В. В. Кус­кова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерус­ской литературы светского исторического повествования, посвященного изображе­нию воинских битв и подвигов. Содержа­ние таких повестей проникнуто патриоти­ческим пафосом, тревогой за судьбы роди­ны, описанием борьбы за независимость, осуждением княжеских междоусобиц и призывом к единению Руси. По мнению Д. С. Лихачева: «Центральный герой во­инской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как прави­ло, идеальными качествами воина-христианина. Красочному, лаконичному опи­санию сражений служат устойчивые сло­весные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.». Все это есть в «Слове о полку Игореве», используется и военная терминология того времени. Од­нако это жанровое определение скорее от­носится к «Повести о походе на половцев

    Новгород-Северского князя Игоря Свято­славича в 1185 г.», помещенной в Ипать­евской летописи. Поэтика же «Слова о полку Игореве» не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших иссле­дователей литературы русского Средневе­ковья о жанре «Слова…», которые свиде­тельствуют о поэтическом богатстве и ог­ромной художественной ценности этого произведения древнерусской литерату­ры. И. П. Еремин: «Слово…» принадле­жит к жанру торжественного красноре­чия». Д. С. Лихачев: «Слово…» из пись­менных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноре­чия, а из фольклорных — к плачам и сло­вам». Н. И. Прокофьев определил род «Слова…» как лироэпическую песнь, учи­тывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы («Песнь о Ро­ланде»).

  3. Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.
  4. Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невоз­можным в силу недостаточной доказа­тельности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведе­ний, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Влади­мир Мономах, Кирилл Туровский, митро­полит Илларион и некоторые другие госу­дарственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными труда­ми. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувст­вует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государ­ственной власти, единения под эгидой ве­ликого князя киевского. Хотя в реальнос­ти Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятель­ного.

    Святослав грозный великий киевский —
    грозою;
    прибил своими сильными полками
    и булатными мечами,
    наступил на землю Половецкую,
    притоптал холмы и овраги,
    взмутил реки и озера,
    иссушил потоки и болота.
    А поганого Кобяка от Лукоморья,
    из железных великих полков половецких,
    как вихрь, исторг:
    и пал Кобяк в граде Киеве,
    в гриднице Святославовой.
    Тут немцы и венецианцы,
    тут греки и моравы
    поют славу Святославу,
    корят князя Игоря…

    Узнав о поражении Игоря и его дружи­ны, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нару­шивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.

    На протяжении всего произведения ав­тор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору по­ловцам, выступить единым войском, пос­тоять:

    за обиду сего времени,
    За землю Русскую,
    За раны Игоревы,
    буйного Святославича!

    Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сы­ну Владимиру, видит в них храбрых вои­нов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художествен­ных средств (эпитетов, метафор, олице­творений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче ге­роизма русских храбрых воинов, в карти­не горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпи­тетами типа «поганые» наделяет он по­ловцев.

    Автор «Слова…» прекрасно владел мно­гими жанрами литературы Руси того вре­мени: и летописанием, и повестью, и ли­роэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы ко­торых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого вели­чайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского тружени­ка ему очень близки.

  5. Что явилось главным для автора — повество­вание о походе Игоря или лирический отклик на не­го? Какое начало — эпическое или лирическое — пре­обладает в «Слове…»? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.
  6. Само повествование о походе Игоря включено в летописи. Главная задача автора — создать художественное произ­ведение, наряду с событийной стороной довести до читателя свое эмоциональное отношение к происходящему. В нем мно­го лирических отступлений, например «золотое слово» Святослава, плач Ярос­лавны, постоянные авторские монологи, полные горечи и сочувствия к Русской земле и храброму воину князю Игорю и его дружине, скорби о княжеских рас­прях. Посему целесообразно отнести «Слово о полку Игореве» к лироэпическо­му роду литературы.

  7. Какое значение имеет образ певца-поэта Бо­яна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повест­вование от повествования Бояна.
  8. Мастерство древнего певца Бояна высо­ко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные ху­дожественные приемы, особенно сравне­ния, для восхваления певца и его произве­дений. Боян — «вещий», «соловей старо­го времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инстру­менте. Он был любимцем князя Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храб­рому Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невоз­можным слагать повесть «старыми слове­сами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему со­бытиях. Д. С. Лихачев подчеркивает ог­ромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными со­бытиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высоко­парным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно отно­сится к русским князьям, как не отрица­тельно он относится к Бояну, но его про­изведение — не «слава», не «хвала князь­ям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив та­ким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и (междо­усобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательно­го лироэпического произведения.

  9. Составьте план ответа на тему: «Образы кня­зей в «Слове о полку Игореве». (Каким рисует автор «Слова…» Игоря? Каково его отношение к другим князьям? К чему призывает всех русских князей ав­тор «Слова о полку Игореве»?)
  10. План

    1. Князья прошлого в «Слове о полку Игореве» (Олег Святославич (Гориславич), Всеслав Полоцкий, Ростислав Всево­лодович). Смысл обращения к этим об­разам.
    2. Князь Игорь — главный герой «Сло­ва…»:
      1. князь Игорь как воин;
      2. патриотические убеждения Игоря;
      3. отношение князя Игоря к другим князьям;
      4. князь Игорь как семьянин;
      5. способность князя Игоря анализиро­вать собственные ошибки и извлекать уроки;
      6. отношение к князю Игорю других князей, сил природы;
      7. использование эпитетов, метафор, сравнений других художественных прие­мов в изображении князя Игоря.
      8. Образ князя Святослава, авторское отношение к нему, роль в произведении.
      9. «Буй тур» Всеволод и Владимир Игоревич; их боевые и человеческие каче­ства. Отношение автора к ним.
      10. Воплощение идеи независимости Русского государства и необходимости объединения через изображение русских князей.
  11. Найдите в тексте характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярослав­ны, Игоря, Всеволода и других) различным живот­ным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопос­тавлений? Ответ обоснуйте.
  12. Ярославна сопоставляется с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она го­това полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподоб­ление Ярославны кукушке символизиру­ет ее горестное настроение, и вместе с тем сравнение с птицей придает ее образу по­этичность, говорит о готовности быстро прилететь на помощь, самозабвенность. Не случайно заступничество Ярославны перед силами природы за мужа становит­ся символической причиной завершения событий. Плач Ярославны заставляет си­лы природы помочь Игорю бежать. Не­обыкновенная храбрость и воинская отва­га младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе вопло­щены лучшие черты русских князей-воинов, в любых обстоятельствах до послед­него мига сражающихся с врагами. В его мужестве и храбрости автор видел залог будущих побед над кочевниками. Сам князь Игорь сравнивается с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и ста­ями галок, Всеслав — с лютым зверем, по­ловцы — с барсовым гнездом. Эти сравне­ния подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.

  13. Приведите примеры поэтических приемов и образных средств, присущих устному народному творчеству (фольклорные эпитеты, метафоры, ги­перболы, олицетворения, повторы). Материал с сайта //iEssay.ru

    Вот примеры типично народных эпите­тов: чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, каленые стрелы, борзые кони, черный ворон, красные девы. Метафорические образы: битва — пир и битва — посев, жатва. Сравнение поля битвы с пашней имеет и противопос­тавительную направленность: в народной поэзии войне противопоставлен мирный труд, разрушение — созиданию, смерть — жизни. Повторы: ни мыслию смысли­те, ни думаю думати. Характерное олицетворение фольклорного происхож­дения: ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось. В обширных пространствах Руси могуще­ство героев «Слова о полку Игореве» изо­бражается с помощью приема гиперболы. Так, Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам Киевским, га­лицкий Ярослав подпер горы угорские (венгерские) своими железными полками, загородив путь королю, а Дунаю ворота.

  14. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярос­лавны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приве­дите еще примеры.
  15. Силы природы участвуют в судьбах лю­дей. Так, солнечное затмение как бы пред­сказывает грядущую катастрофу и пре­достерегает от заведомо неудачного похо­да. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на рус­ских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом.

    Ветер, солнце, грозовые тучи, в кото­рых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриоти­ческое звучание произведения.

  16. По определению литературоведа А. С. Орло­ва, героем «Слова о полку Игореве» является не ка­кой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настро­енность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»?
  17. Изображение, как было уже сказано, бескрайних просторов родины, героиче­ских дружин, картины скорби русских людей, особенно женщин, в период не­удачного похода Игоря, печаль о страда­ниях русичей ставят в центр произведе­ния всю страну, ее многогранный образ. Русь воспринимается как единое огром­ное целое. В этом еще одна важная причи­на, почему нельзя ограничивать жанр «Слова…» только воинской повестью. Это, скорее всего, лироэпическая песнь. Патриотическая мысль, мысль о необхо­димости единения всех княжеств Рус­ской земли во имя ее независимости и процветания является главной идеей «Слова о полку Игореве». К Русской зем­ле обращены все лучшие чувства автора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Мифы народов мира. Античная, древнерусская литература -