Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений? Чтение художественного произведения - вс
Тема: Общие темы

Вопросы и ответы к теме «Древнерусская литература»

  1. Как вы объясните важность понимания по­зиции автора при чтении художественных произ­ведений?
  2. Чтение художественного произведе­ния — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.

    Понять позицию автора необходимо хо­тя бы для того, чтобы определиться с на­шей собственной позицией читателя. Да­же если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузе­на, потому что «они совсем не похожи на реальные события жизни».

  3. Все ли произведения фольклора можно от­нести к какому-то неопределенно далекому вре­мени? Приведите примеры.
  4. Большую часть объемных произведе­ний устного народного творчества — бы­лины, сказки — их безымянные авторы относят к сказочным временам, напри­мер временам царя Гороха. И время и мес­то событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обя­зательно произведения фольклора су­ществуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, кото­рые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Напо­леоном, современные отклики на собы­тия наших дней.

    Однако даже былинное прошлое не аб­солютно лишено примет времени. Во мно­гих былинах живут отклики не на конк­ретное событие, а на эпоху.

  5. Какие качества исторической личности при­влекали древнерусских авторов?
  6. Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества историче­ской личности, которые помогали челове­ку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и опера­тивность. А с другой — привлекали и чис­то личные достоинства: доброта и наблю­дательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось пред­ставление о герое исторического народно­го предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным об­разцом для подражания и как руководи­тель и как один из членов сообщества лю­дей своего времени.

  7. Какое из произведений XII-XVII веков по­могло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?
  8. Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает пред­ставить былое. Особенное доверие вызы­вают у читателя летописи, которые стре­мятся точно воспроизвести только что происшедшие события.

  9. Чем отличается исторический труд и худо­жественное произведение, посвященное историче­ским событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.
  10. Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произве­дении те же события включаются в вы­мышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы вклю­ченные в учебник-хрестоматию произве­дения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные со­бытия и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова вер­сия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведени­ях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петру­ша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восста­ния Емельян Пугачев.

  11. Авторы XIX и XX веков с интересом и лю­бовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуй­те объяснить этот интерес.
  12. Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не бы­ли безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знако­мясь с былинами, они увлекались их геро­ическими сюжетами и героическими ха­рактерами представленных в них бога­тырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения мно­гих событий в жизни этих героев. Каж­дый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характе­ристику. Для сказителей это были реаль­ные люди, жизнь которых была им знако­ма и близка до мельчайших деталей. И ав­торы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и лю­бовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том чис­ле и связь собственного времени с дале­ким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в харак­терах богатырей, способность к преодоле­нию трудностей и стойкость их характе­ров, психологическая точность воспроиз­ведения типичных для жестокой борьбы.

  13. Что способствовало возникновению литерату­ры на Руси и/как это отразилось на ее содержании?
  14. Древнерусская литература является на­чальным этапом в формировании и разви­тии русской литературы. Ее возникнове­ние тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим зада­чам укрепления этого государства, стрем­лению объединить раздробленные княжест­ва в единое централизованное государство. В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.

    По словам исследователя В. В. Кускова, «это литература формирующейся велико­русской народности, постепенно склады­вающейся в нацию». Особую роль в вы­полнении этой задачи сыграла летопись.

    Возникновению древнерусской литера­туры во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.

    Содержание литературы русского Сред­невековья отличается особой духовно­стью. Жизнь человеческой души, воспи­тание и совершенствование нравственного мира человека — вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание. Следствием стало появление жан­ра жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойней­ших людей эпохи — святых, героев, вое­начальников, деятелей православной цер­кви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.

  15. Как трактуется в апокрифе «Хождение Бого­родицы по мукам» библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи люд­ские?
  16. Как и другие апокрифы, «Хождение Бо­городицы по мукам» попало в XI веке в список «отреченных книг», т. е. не при­знанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.

    Так, трактовка темы грешников в апок­рифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церков­ные книги лишь утверждали неизбеж­ность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы (Н. К. Гудзий, В. В. Кусков) усматривают в памятнике некое противо­поставление Божьему Суду живого сочув­ствия Богородицы к грешникам.

    Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трак­товкой и трактовкой апокрифа нет.

    Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола — «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной бла­женной жизни с Богом. Путем доброволь­ной искупительной жертвы Христос спа­сает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное бла­женство, т. е. спасение всем, уверовав­шим в него.

    В апокрифе в ответ на мольбы грешни­ков, заступничество пресвятой Богороди­цы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от перво­родного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераска­янности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.

  17. Попробуйте доказать, опираясь на приведен­ный отрывок из текста «Жития Феодосия Печерско­го», что перед вами художественное изображение святого.
  18. Преподобный Нестор, изображая Фео­досия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае — святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем ви­димым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодействен­ных заслуг перед всем мирским и монаше­ским обществом.

    Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом си­лен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых — седовласых, седобородых, серьез­ных и сосредоточенных на своих внутрен­них раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литера­туры наставительная идея — пример тако­го подвижнического труда для юношества.

  19. Какие особенности летописей вы можете вы­делить?
  20. Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са­мосознания народа. Летопись представля­ла собой исторический документ, вклю­чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру­гие документы. События не только отече­ственной, но и мировой истории, их взаи­мосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, прояви­лось в «Повести временных лет», в кото­рой вопрос о происхождении русского на­рода исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий ох­ват, непосредственное отражение народ­ной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в полити­ческих взглядах и литературном мастер­стве ее составителей.

    Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно по­коление русских летописцев, как прави­ло, монахи или представители княжеско- боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Не­стор, монах Киево-Печерского монастыря. Материал с сайта //iEssay.ru

    Летописи, и особенно «Повесть времен­ных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в соста­ве «Повести…» мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Оле­га от своего коня, впоследствии использо­ванное А. С. Пушкиным), близость к жи­тийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского). В недрах летописи начинает формироваться воинская по­весть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В «Повесть временных лет» вошло и «Поучение Владимира Мо­номаха». Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Ру­си, изложением событий в строгой времен­ной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюрико­вичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князья­ми, чью славу наследует каждый из них.

    Летописи провозглашают в качестве ос­новных своих идей утверждение незави­симости Руси, превосходство христианст­ва над язычеством, неотделимость рус­ской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, ду­ховное единение русского общества.

  21. Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?
  22. В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красно­речие. Поучение принадлежит к учитель­скому красноречию. Его цель — наставле­ние (назидание), информация, полемика. Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.

    «Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности, особенно в описании пороков человеческих… Вос­питывая христианскую нравственность, «учительная» литература осуждала поро­ки и прославляла добродетели, напоми­ная верующим о дне Страшного суда и не­избывной муке, которая уготована греш­никам после смерти в аду.

    Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа «слов» на тему «казней Божьих», где лю­бое бедствие, обрушившееся на страну: за­суха или наводнение, эпидемия или вра­жеское нашествие <…> расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа «поучений» и «бесед» ад­ресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следо­вать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к по­каянию и причастию». (Л. А. Ольшев­ская, С. Н. Травников)

    Примером памятника светской «учи­тельной» литературы является «Поучение Владимира Мономаха».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Вопросы и ответы к теме «Герои произведений» Литература Вопросы и ответы к теме «Известные цитаты»