'Натуральное' течение 'другой' прозы генетически восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением
Тема: Русская литература XX века

«Натуральное» течение «другой» прозы

«Натуральное» течение «другой» прозы генетически восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом к «дну» общества. Писатели-«натуралисты» не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается досто­инство человека, где хрупка грань между жизнью и смертью, где убийство воспринимается как норма, а смерть — как избав­ление от издевательств. Показывая грязь жизни, «чернуху», «на­туралисты» только констатируют факты. В отличие от тех писате­лей традиционного направления, которые склонны к «жестоко­му» реализму, они отстраняются от оценки изображаемого. И это не отсутствие этического взгляда у самих авторов, а наме­ренный художественный прием, свойственный «другой» прозе вообще.

«Натуральное» течение осваивает прежде тематически табуи­рованное социальное пространство. С. Каледин, Ю. Стефанович, М. Палей, С. Василенко, описывая кладбища и стройбаты, би­чей и лимитчиц, алкоголиков и зэков, открывают и нового ге­роя, человека, которого прежняя литература считала как бы не­существующим. «Натуралисты» передают жизнь в ее неочищен­ном, нерафинированном состоянии.

«Натуралисты» вторгаются в такие области жизни, которые не принято было вводить в сферу литературы. Предметом их при­стального, даже детального, до мелочей, внимания становятся неуставные отношения в армии («Стройбат» С. Каледина), сдел­ки и коммерция могильщиков («Смиренное кладбище» С. Кале­дина), обесчеловечивающая афганская война («Крещение» О. Ер­макова), цинизм, агрессивность, вседозволенность в обыден­ной жизни («Свой круг» Л. Петрушевской).

«Натуральное» течение в «другой» прозе беспощадно в изобра­жении нашей действительности, черной, неприглядной, но от­нюдь не намеренно очерненной писателями. Статистика престу­плений свидетельствует, что прозаики «натурального» течения, не прибавляя, показывают тяжкие последствия деформирован­ного, уродливого развития жизни в условиях тоталитаризма. Зона, афганская война, казарма не только ассоциируются с окружаю­щей действительностью, но в концентрированном виде вопло­щают ее норму. Материал с сайта //iEssay.ru

«Натуральная» проза — проза физиологического, «жесто­кого» реализма. Общей чертой произведений этой ветви «дру­гой» прозы является интерес к изображению жизни в тех доста­точно локализованных сферах, которые находятся на обочи­не, но концентрируют в себе в едва ли не предельном виде все то отрицательное в моральной, физической, эстетической действительности, что копилось десятилетиями в нашем со­циуме. Писатели «натуральной» прозы, изображая низовые или массово-обыденные типы сознания, отказываются от эстети­ческого преображения их, максимально приближаясь к реаль­ности. Важным сюжетообразующим элементом является мо­мент скандальности.

Почти во всех произведениях «натуралистов» финал — это смерть, выпадение из жизни. Но трагизмом такой финал не про­низан, хотя он пессимистичен. Уход из жизни трактуется как избавление от унижающей человеческое достоинство обыденно­сти, как закономерный итог давящих социальных обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • восходит к жанру физиологического очерка с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом к «дну» общества. Писатели-«натуралисты» не склонны маскировать страшную и жестокую действительность, где попирается достоинство человека, где хрупка грань между жизнтю и смертью, где убийство воспринимается как норма, а смерть – как избавление от издевательств. Показывая грязь жиз
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
«Как в прошедшем грядущее зреет…»: о русской литературе 50–90-х годов ХХ века Литература XX века Акмеизм, бунт против символизма