Андрей Георгиевич Битов (род. в 1937 г.) - прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных проблемам литературы и ис
Тема: Писатели второй половины XX века — начала XXI века

Битов Андрей Георгиевич. Биография и творчество

Андрей Георгиевич Битов (род. в 1937 г.) — прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных про­блемам литературы и искусства. Начинает творческую деятель­ность как поэт в период «оттепели». В 1963 г. издает первый сбор­ник рассказов «Большой шар». Учится на высших сценических кур­сах в Москве, где в дальнейшем и живет. После свертывания «отте­пели» не все произведения Битова могли быть опубликованы. Свою главную книгу — роман «Пушкинский Дом» — писатель создавал в 1964-1971 гг. Через год после завершения романа Битов становит­ся аспирантом института мировой литературы, печатает статьи о Пушкине, проблемах художественного творчества. В произведени­ях использует форму путевых записей, репортажей, воспоминаний, очерка, раскрывает свои взгляды на различные явления жизни, выявляет отношения человека и природы. В поисках новых худо­жественных форм Битов пишет роман «Преподаватель симметрии» (1987 г.), в котором, имитируя перевод с английского, создает речь условно русскую. На протяжении ряда лет писатель работает над постмодернистским романом-странствием «Оглашенные» (1995 г.), куда входят повести «Птицы, или Новые сведения о человеке» (1971-1975 г.), «Человек в пейзаже» (1988 г.), роман «Ожидание обезьян» (1993 г.). Позднего Битова интересует сфера духовной жизни, экология природы и культуры. Он является автором кино­сценария «Заповедник» (1964, 1972 г.).

Роман А. Битова «Пушкинский Дом» впервые был издан в Рос­сии в 1989 году. Он является ярким образцом постмодернизма в литературе.

Герой романа Лев Одоевцев, филолог, аспирант, сотрудник Пушкинского Дома (Института русской литературы Академии наук в Санкт-Петербурге). Сам автор объясняет название романа сле­дующим образом: «И русская литература, и Петербург, и Россия — все это Пушкинский Дом без его курчавого постояльца». Роман со­стоит из пролога и трех частей. В прологе романа, который написан позже остальных глав, как бы вдогонку изображаемым событиям, и являет собой яркий пример авторского осознания написанно­го, обозначена кульминации романа. В первой части («Отцы и де­ти») герой пытается решить проблемы с отцом и дедом. Вторая часть («Герой нашего времени») раскрывает взаимоотношения Льва Одоевцева с женщинами. В третьей части («Медный всадник») под­нимается тема дружбы-вражды.

В романе впервые появляется отрывок, набранный особым кур­сивом. Так называемый «Курсив мой» встречается на протяжении всего романа — как проявление Автора-личности, одного из субъ­ектов повествования. Во введении Автор — Андрей Битов — гово­рит о своих основных целях и методах, которые во многом соответствуют основным методам постмодернизма: «Мы склонны … следо­вать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже ра­дуясь нашей внутренней несамостоятельности, воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами…». Таким образом, автор намеревается использовать старые рамки для помещения нового содержания. Примером могут служить названия глав и разделов: «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Фаталист», «Маскарад» и т.д., что уже является чертой постмодернизма в литературе.

А. Битов использует также точные цитаты из упомянутых про­изведений в качестве эпиграфов. Авторы и произведения, которые в целом явно ориентированы на постмодернистическую модель от­ражения окружающей действительности и создание субъективного художественного мира, не указаны, но вполне узнаваемы, и рас­считан этот прием прежде всего на эрудированного читателя. Зада­чи этих цитат (как наименований, так и эпиграфов) сводятся к то­му, чтобы напомнить читателю о вечности и повторяемости той или иной темы, подчеркнуть главную идею произведения, показать умерщвленное пространство культуры, от которой остались одни названия, обретающие в настоящем несколько иное значение. Материал с сайта //iEssay.ru

Так, например, раздел первый назван «Отцы и дети». Но герой, Лева Одоевцев, мало похож на Базарова или Аркадия Кирсанова, скорее, он является носителем обобщенной вневременной идеи «де­тей» в целом. Герои этого раздела собой, своими характерами, взаимоотношениями, воплощают классическую, «вечную» проблему отцов и детей. Однако, время, как одно из главных действующих лиц, жестко вносит свои коррективы — меняются акценты ценно­стей поколений (поколение отцов оказывается натуральнее, естест­веннее поколения детей), но конфликт разрешается традиционно в пользу детей.

Этот же подход прослеживаются и в остальных разделах и гла­вах «Пушкинского Дома» («Маскарад», «Дуэль», «Выстрел»), в кото­рых поднимаются «вечные» проблемы, преломленные временем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Белов Василий Иванович. Творчество поэта Литература XX века Владимов Георгий Николаевич. Биография и творчество