Битов Андрей Георгиевич. Биография и творчество
Андрей Георгиевич Битов (род. в 1937 г.) — прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных проблемам литературы и искусства. Начинает творческую деятельность как поэт в период «оттепели». В 1963 г. издает первый сборник рассказов «Большой шар». Учится на высших сценических курсах в Москве, где в дальнейшем и живет. После свертывания «оттепели» не все произведения Битова могли быть опубликованы. Свою главную книгу — роман «Пушкинский Дом» — писатель создавал в 1964-1971 гг. Через год после завершения романа Битов становится аспирантом института мировой литературы, печатает статьи о Пушкине, проблемах художественного творчества. В произведениях использует форму путевых записей, репортажей, воспоминаний, очерка, раскрывает свои взгляды на различные явления жизни, выявляет отношения человека и природы. В поисках новых художественных форм Битов пишет роман «Преподаватель симметрии» (1987 г.), в котором, имитируя перевод с английского, создает речь условно русскую. На протяжении ряда лет писатель работает над постмодернистским романом-странствием «Оглашенные» (1995 г.), куда входят повести «Птицы, или Новые сведения о человеке» (1971-1975 г.), «Человек в пейзаже» (1988 г.), роман «Ожидание обезьян» (1993 г.). Позднего Битова интересует сфера духовной жизни, экология природы и культуры. Он является автором киносценария «Заповедник» (1964, 1972 г.).
Роман А. Битова «Пушкинский Дом» впервые был издан в России в 1989 году. Он является ярким образцом постмодернизма в литературе.
Герой романа Лев Одоевцев, филолог, аспирант, сотрудник Пушкинского Дома (Института русской литературы Академии наук в Санкт-Петербурге). Сам автор объясняет название романа следующим образом: «И русская литература, и Петербург, и Россия — все это Пушкинский Дом без его курчавого постояльца». Роман состоит из пролога и трех частей. В прологе романа, который написан позже остальных глав, как бы вдогонку изображаемым событиям, и являет собой яркий пример авторского осознания написанного, обозначена кульминации романа. В первой части («Отцы и дети») герой пытается решить проблемы с отцом и дедом. Вторая часть («Герой нашего времени») раскрывает взаимоотношения Льва Одоевцева с женщинами. В третьей части («Медный всадник») поднимается тема дружбы-вражды.
В романе впервые появляется отрывок, набранный особым курсивом. Так называемый «Курсив мой» встречается на протяжении всего романа — как проявление Автора-личности, одного из субъектов повествования. Во введении Автор — Андрей Битов — говорит о своих основных целях и методах, которые во многом соответствуют основным методам постмодернизма: «Мы склонны … следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности, воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами…». Таким образом, автор намеревается использовать старые рамки для помещения нового содержания. Примером могут служить названия глав и разделов: «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Фаталист», «Маскарад» и т.д., что уже является чертой постмодернизма в литературе.
А. Битов использует также точные цитаты из упомянутых произведений в качестве эпиграфов. Авторы и произведения, которые в целом явно ориентированы на постмодернистическую модель отражения окружающей действительности и создание субъективного художественного мира, не указаны, но вполне узнаваемы, и рассчитан этот прием прежде всего на эрудированного читателя. Задачи этих цитат (как наименований, так и эпиграфов) сводятся к тому, чтобы напомнить читателю о вечности и повторяемости той или иной темы, подчеркнуть главную идею произведения, показать умерщвленное пространство культуры, от которой остались одни названия, обретающие в настоящем несколько иное значение. Материал с сайта //iEssay.ru
Так, например, раздел первый назван «Отцы и дети». Но герой, Лева Одоевцев, мало похож на Базарова или Аркадия Кирсанова, скорее, он является носителем обобщенной вневременной идеи «детей» в целом. Герои этого раздела собой, своими характерами, взаимоотношениями, воплощают классическую, «вечную» проблему отцов и детей. Однако, время, как одно из главных действующих лиц, жестко вносит свои коррективы — меняются акценты ценностей поколений (поколение отцов оказывается натуральнее, естественнее поколения детей), но конфликт разрешается традиционно в пользу детей.
Этот же подход прослеживаются и в остальных разделах и главах «Пушкинского Дома» («Маскарад», «Дуэль», «Выстрел»), в которых поднимаются «вечные» проблемы, преломленные временем.