1. Что нового внесла в художественную литературу 'лейтенантская проза'? 'Лейтенантская проза' показывала войну с точки зрения
Тема: Русская литература

Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№2)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

1. Что нового внесла в художественную литературу «лейте­нантская проза»?

«Лейтенантская проза» показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был не­расчлененной массой, что были разные люди, по-разному про­являвшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом — трусость и шкурничество, предательство и малодушие. «Лейтенантская проза» углубила психологизм и драматизм в изо­бражении человека на войне, поставила в основу произведения проблему выбора.

2. Какой композиционный прием лежит в основе повести В. Быкова «Сотников»?

Повесть В. Быкова «Сотников» построена на контрасте. Кон­трастны герои Сотников и Рыбак, которые представляют два варианта поведения в экстремальных обстоятельствах. Контраст наблюдается между внешним обликом и внутренним содержа­нием. Сотников слаб физически, но неуступчив и стоек духовно. Рыбак вынослив, силен, храбр в бою. Но он оказывается мало­душным перед лицом смерти.

3. Какие нравственные проблемы решались в военной про­зе 1970-80-х годов?

В 1970-е — начале 80-х годов в военной прозе разрабатывают­ся новые проблемы, более глубокие нравственные конфликты. В повести В. Тендрякова «Донна Анна» лейтенант Галчевский уби­вает командира, заподозрив его в трусости, и ведет солдат в бес­смысленную атаку, в которой все, кроме него, погибают. За книж­ные представления о храбрости Галчевский платит страшную цену. Здесь решается проблема трагической вины, рожденной бессмыс­ленной верой в массовые понятия чести, патриотизма. В повести В. Кондратьева «Сашка» герой отказывается расстрелять безо­ружного немца — это тоже новое явление в изображении войны. В повестях В. Быкова «Карьер», «В тумане» герои показаны уже не в минуты героизма, а в будний час между жизнью и смертью, причем свои воюют против своих. Важной нравственной пробле­мой становится проблема доверия.

4. Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?

«Деревенская проза» ведет свое начало с 1950-х годов. Ее ис­токами были очерки В. Овечкина «Районные будни». Но как на­правление в литературе «деревенская проза» складывается в на­чале 1960-х годов. Началом ее можно считать рассказы «Матре­нин двор» А. Солженицына, «Тугой узел», «Ухабы» В. Тендрякова. На первом этапе писателям важно было показать неблагополу­чие деревни, обратную сторону «счастливой» жизни в колхозах. В начале 1970-х годов «деревенщики» обратились к нравственным аспектам крестьянской жизни. Смерть героя, мотив прощания начинает играть большую роль в структуре произведения («Мат­ренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова, «Последний срок» В. Распутина). Смерть воспринималась в ши­роком плане: не только как уход из жизни одного человека, но как гибель деревенских устоев, национальная драма. Писатели искали истоки национальной нравственности, почву, на кото­рой может взрасти деревня. Такими хранителями русской общин­ности они видели людей старшего поколения. Именно старики и старухи стали положительными героями и воплощением нацио­нального характера в повестях В. Распутина, В. Астафьева, В. Бе­лова, Ф. Абрамова. В конце 1970-х годов писатели обращаются к переосмыслению коллективизации, раскрывают ее разлагающее влияние на деревню. Изменяется изображение зажиточных кре­стьян — кулаков. Их уничтожение расценивается как гибель са­мых трудолюбивых, хозяйственных крестьян («Касьян остудный» И. Акулова, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Овраги» С. Антонова). В 1980-е годы В. Распутин, Б. Можаев, В. Астафьев показывают нравственную гибель деревни, ее вымирание. В 1990-е годы «де­ревенская проза» как бы угасает.

5. Какие проблемы поднимала «деревенская проза» 1960-70-х годов? Материал с сайта //iEssay.ru

«Деревенская проза» ставила проблемы гибели русской дерев­ни, раскрестьянивания мужика, падения нравственности, ис­чезновения деревенской народной культуры, ремесел и промы­слов, составлявших славу России. Особой проблемой было адми­нистрирование жизни деревни, бюрократизация. Важной проблемой было опустошение деревни, уход из нее молодежи. Такая молодежь, не умеющая воспринять лучшее в культуре го­рода и растерявшая культуру деревенскую, создавала ряды мар­гиналов — людей промежуточного положения между городом и деревней. Это особая проблема, составившая сущность рассказов В. Шукшина.

6. Какие стилевые течения различались в поэзии 1960-70-х годов?

Лирико-публицистическое (ораторское) — Е. Евтушенко, А. Воз­несенский, Р. Рождественский — поэты откликались на актуаль­ные проблемы современности, напрямую обращались к чита­телю и слушателю; лирико-философское — Л. Мартынов, А. Тар­ковский, Д. Самойлов — обращалось к вечным вопросам бытия, постижению смысла жизни, ее ценности, понятиям красоты, искусства, природы творчества; лирико-романтическое (связано с авторской песней) — Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Мориц, Ю. Левитанский — поэтизировался человек с его понятиями чес­ти, достоинства, рыцарства, дружбы, любви; народно-поэтическое («тихая лирика») — Н. Рубцов, С. Викулов, Н. Тряпкин — поэты передавали духовную красоту народного характера, неповторимость «малой» родины, поэтизировали несуетное деревенское бытие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» Литература XX века Вопросы и ответы к теме «Литература XX века»