Образ Петра I стал олицетворением великих преобразований России XVIII в. Именно таким он предстает в скульптурной работе французского мастера Этьена М
Тема: Разное

Петр I как культовая фигура культуры XVIII в.

Образ Петра I стал олицетворением великих преобразований России XVIII в. Именно таким он предстает в скульптурной работе французского мастера Этьена Мориса Фальконе, выполненной по заказу Екатерины II. В 1766 г. упо­мянутый скульптор вместе со своей девятнадцати­летней помощницей Мари Анн Колло (она выполни­ла голову статуи Петра) прибыл в Петербург по специальному приглашению императрицы. Разра­батывая концепцию памятника, Фальконе стре­мился показать Петра как «созидателя, благодетеля своей страны». Так возникла оригинальная идея изобразить императора в образе всадника, стремя­щегося «быстрым бегом на крутую гору» и простер­шего «правую руку к своему народу». Гора в этом замысле символизировала «трудности, понесенные Петром», а прыжок коня — «скорое течение дел его».

Нетрадиционная для классического конного мо­нумента композиция, не предполагавшая третьей точки опоры, требовала особого технического реше­ния, и скульптор нашел способ сделать ее устой­чивой: помимо двух очевидных опор памятника (задних ног коня) здесь есть и третья — скрытая (его хвост соприкасается с извивающимся под ко­пытами змеем — символом зла). Материал с сайта //iEssay.ru

В 1782 г. памятник Петру был установлен в Петербурге на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сторон монумент открывает­ся по-разному: если смотреть на него с набережной, кажется, что конь вот-вот спрыгнет с постамента; при взгляде же со стороны Исаакиевского собора он, напротив, выглядит гораздо более устойчивым, а рука Петра простерта над крышами зданий, рас­положенных на противоположном берегу реки. Столь же необычен и постамент памятника — огромная внешне не обработанная глыба камня. Этот знаменитый «Гром-камень», как его назы­вали, своей природной мощью и шероховатостью фактуры символизировал «дикую Россию», кото­рую, по словам Пушкина, Петр «поднял на дыбы». Его нашли неподалеку от Петербурга и доставили с помощью специально для этого случая придуман­ных приспособлений.

По просьбе Екатерины II поэт Г. Р. Державин составил несколько вариантов надписи на поста­менте. Императрица выбрала фразу «Petro Prima Catharina Secunda», написанную на латыни и по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая». Этот памятник, ставший символом прорыва России в Новое время, является одним из центральных об­разов поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Обзор русской литературы XVIII века Литература XVIII века Развитие России в XVIII веке