Французский (европейский) классицизм
В европейских странах ранние веяния классицизма появляются уже в конце эпохи Возрождения на рубеже XVI- XVII веков, но его подлинный расцвет приходится на середину XVII века. Наиболее полно классицизм представлен во французской культуре. Именно здесь творили такие выдающиеся представители классицизма, как П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Лафонтен и многие другие. Во Франции, как и в России, становление классицизма начиналось с реформ языка и системы стихосложения. Во Франции систематизация правил и норм литературного языка была проведена Ф. Малербом. Но еще существеннее то, что во Франции классицизм явился не только художественной практикой, но и был осмыслен в теоретических работах. Наибольшую роль среди теоретиков классицизма сыграл Никола Буало. Он был известен во Франции как автор сатир, но в сознании европейского культурного общества остался как создатель эстетического кодекса классицизма — дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Рассмотрим, что им было выделено как основа эстетики классицизма, которую впоследствии усвоила и русская литература.
Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая для них является идеалом прекрасного. Отсюда критериями художественности становятся разум, образец и вкус. Это и есть центральные понятия эстетики классицизма. Образцовыми, то есть классическими, для них были произведения древних античных авторов, а свою теорию Буало основывал на «Поэтике» Аристотеля. Поскольку в основе представлений классицистов лежала рационалистическая философия Декарта, согласно которой мир рассматривался как неизменный и постоянный, эстетический идеал античных авторов признавался эталонным.
Культ разума у классицистов диктовал и многие другие особенности этого искусства. Так, провозглашая принцип подражания природе, классицисты вовсе не стремятся к воспроизведению действительности. Наоборот, все, что не соответствует хорошему вкусу и образцу, по их убеждениям, не может быть предметом искусства.
Природа в произведениях классицизма предстает не в реальном ее виде, а смоделированной по высокому образцу. Это хорошо видно в эстетике регулярного («правильного») французского парка, где деревья подстрижены в виде геометрических фигур и симметрично рассажены, дорожки, имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. В литературных произведениях этот принцип приводит к преобладанию стихов над прозой: ведь проза близка реальной речи, а стихи — ее «идеальная» форма.
Вопрос о правде и правдоподобии у классицистов решается в том же ключе: образы и сюжеты произведений должны соответствовать логике и требованиям разума, а не исторической действительности. Отсюда вытекает и принцип создания характеров: это хороню известное нам деление на положительных и отрицательных героев. В основе его лежит философское представление рационалистов о том, что выделяются две составляющие человеческого характера — естественная его природа, руководимая страстями, и общественная, определяемая разумом. Соответственно, в классицизме мы находим основной конфликт между долгом и сердцем, который всегда решается в пользу долга. При этом характер классицисты понимают не как индивидуальный склад конкретной человеческой личности, а как некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, существующий вне времени и пространства. Именно потому так широко в произведениях классицистов представлены античные образы и герои, в которых, по их мнению, идеально воплотился тот или иной характер. Его определяют «вечные страсти», любовь или зависть лицемерие или мужество, скупость или чувство долга и т. д. Отсюда односторонность характера героев классицизма. Это либо влюбленный, либо скупой, либо лицемер, либо патриот, и никаких совмещений в одном персонаже разных черт быть не должно. Еще Пушкин заметил по этому поводу, что у Мольера лицемер Тартюф даже «спрашивает стакан воды, лицемеря».
Нормативность и рационалистичность эстетики классицизма проявляется и в строгой иерархии стилей и жанров. К высокому стилю принадлежали жанры оды, трагедии, эпопеи, к низкому — комедии, басни, сатиры. В высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.); в низких — характеры формируются низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие и пр.). В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в низких — как частное лицо. Отсюда вытекала своеобразная сословная дифференциация: героем высоких жанров мог быть только аристократ, исторический или мифологический персонаж: человеку среднего сословия отводились низкие жанры. Каждый жанр классицизма строго нормирован в своих рамках и не допускает смешения возвышенного и низменного, трагического и комического; высокому стилю всегда соответствовала стихотворная форма, проза допускалась только в произведения низких жанров. Здесь, по словам Г. А. Гуковского, господствует «своеобразный закон единства стиля». Несколько позднее эта крайне жесткая система была расширена введением понятия «средних» жанров — послание, песня, высокая комедия. Но в период расцвета классицизма они не заняли видного места, зато подготовили разрушение его основ. Материал с сайта //iEssay.ru
Классицисты также требовали простоты и ясности композиции, её логической стройности и соразмерности частей произведения. «Но нас, кто разума законы уважает, / Лишь построение искусное пленяет», — пишет Н. Буало. Этот принцип четко выдержан и в архитектурных произведениях классицизма. Основой планировочных схем в них обычно являются правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг): именно так построены знаменитые дворцово-парковые комплексы Версаля. В литературе строгая регламентация иерархичность и нормативность более всего сказалась на произведениях драматургии и особенно главном, по мнению классицистов, её жанре — трагедии. При этом они ориентировались на «Поэтику» Аристотеля и художественную практику знаменитых античных авторов трагедии — Эсхила, Софокла, Еврипида. Для трагедии классицистами были определены следующие обязательные элементы: стихотворная форма («александрийский стих» — шестистопный ямб с парной рифмой), пятиактное членение, три единства (времени, места и действия), исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумом и чувством, составляющим основу действия. Именно так построены знаменитые трагедии П. Корнеля («Сид», «Медея») и Ж. Расина («Андромаха», «Федра»). При этом подразумевалась широкая известность знакомых для зрителя сюжетов, а внимание переключалось не на интригу, а на анализ переживаний героев, стоящих перед проблемой выбора между долгом и чувством. Как писал литературовед Г. А. Гуковский, «классическая трагедия — не драма действия, а драма разговоров». В отличие от высоких, низкие жанры могли быть обращены к современности и погружены в повседневную жизнь. Но цель комедий классицизма также морально-дидактическая — исправлять нравы, высмеивая недостатки. При этом комедиографа интересуют общечеловеческие пороки в их бытовом проявлении, хотя не исключалось и обращение к социально значимой проблематике, как в комедиях Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».