Роль петровских преобразований в XVIII веке
Во время поездки по Европе русский царь, скрывавшийся под псевдонимом Петр Михайлов, произвел сенсацию. Его страстное любопытство ко всем достижениям западной цивилизации заставляло просвещенных европейцев оценивать перспективу Российского государства. Петру нравилось в Европе все — от корабельных верфей (его главной слабости) и до свободного поведения людей любого положения в обществе. Общение с европейцами укрепило отвращение Петра к русским обычаям. Перевоспитание подданных началось сразу по возвращении царя в Москву. Все должны были понять, что царь намерен полностью порвать со старинными русскими традициями. Все, кто хотел быть в милости у царя, должны были выглядеть и вести себя так, как хочет он: сбрить бороды, носить парики и кафтаны, курить табак, устраивать празднества с участием жен и дочерей. Петр был убежден, что ведет борьбу не с людьми, а с дикими предрассудками, во имя разума и общей пользы. Кроме бород и русского платья, гонениям подверглись и множество других старинных обычаев — национальный способ выделки кожи, традиционные конструкции кораблей, застройки городов деревянными зданиями и даже обычай хоронить покойников в дубовых гробах. Из-за границы тысячи архитекторов въезжали в Россию, они должны были учить русских секретам мастерства. Материал с сайта //iEssay.ru Некоторые русские ремесленники выезжали из России за границу, чтобы обучаться ремеслу у знаменитых профессионалов этого дела. Петр вместе с архитекторами выступал в роли учителя, владевшего не только корабельным делом, но и многими другими ремеслами. Петр находил время и писать указы о том, как подданным надлежит строить дома, печатать книги, убирать хлеб и даже отдыхать. Эти крутые меры вызвали неодобрения по отношению к царю. Поэтому все «хорошее и полезное» вводилось угрозами, штрафами и кнутом.
Роль Петровских преобразований можно считать великой и вполне удавшейся.