Своеобразие литературного процесса (о литературе 60-х гг. XIX века)
В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах литературы (эпос, лирика, драма) и во всех жанрах. Достаточно упомянуть лишь несколько названий, чтобы представить, в каком быстром и напряженном темпе шло развитие русской литературы. Четыре тургеневских романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети») выдвинули писателя в ряд наиболее известных европейских писателей; блистательно начинает свою литературную деятельность Лев Толстой. Именно в 60-е гг. он создает величественную эпопею «Война и мир»; появляются романы Чернышевского («Что делать?») и Гончарова («Обломов»), вызывающие и в наше время оживленные споры. Появляется роман Достоевского «Униженные и оскорбленные», открывающий новые горизонты в истории мировой литературы... Впрочем, можно ли все перечислить? Мы ограничились упоминанием романов, но ведь в это время создают прекрасные стихи такие поэты, как Фет, Тютчев, Некрасов, новый подъем переживает самый известный русский драматург Островский, создавший, в частности, одну из вершин своего творчества — драму «Гроза».
Говоря о своеобразии литературного процесса в 60-е гг., следует отметить расширение тематического диапазона литературы, новые сюжеты, новые характеры действующих лиц. Происходят существенные изменения в жанровой системе.
Наконец, нельзя забывать и о смелых творческих поисках русских писателей, об их художественном новаторстве. Особенно показательно в этом отношении своеобразное сочетание в их произведениях двух начал — романтического и реалистического. Материал с сайта //iEssay.ru
Проблема соотношения реализма и романтизма относится к числу сложнейших. Следует помнить, что к любым явлениям искусства нельзя подходить с какими бы то ни было однозначными критериями. Нельзя, в частности, рассуждать: что лучше — романтизм или реализм? Завоевания реалистической литературы, бесспорно, были громадным шагом вперед в самопознании и познании человеком мира. А романтиков отличала большая тяга к масштабности изображения событий, к постановке вопросов о судьбах всего человечества.
Но в том и величие русской литературы, что наши классики никогда не были «чистыми» реалистами. В творчестве каждого из них в большей или меньшей степени всегда присутствовали романтическая направленность, одухотворенность, служение высоким идеалам, которые придавали их книгам подлинную поэтичность и устремленность к мировой гармонии.