Многие стихотворения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова получили новую жизнь в творчестве композиторов России. Значительная часть этих
Тема: Общие темы

Влияние литературы на музыкальное творчество XIX в.

Многие стихотворения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова получи­ли новую жизнь в творчестве композиторов России. Значительная часть этих произведений, облаченных в песенную форму, вошла в сокро­вищницу камерной русской музыки, другие же приобрели популярность народных песен. Лирика Жуковского и Пушкина, в частности, была важ­ным источником вдохновения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, имевшего, по мнению авторитетного критика В. В. Стасова, для русской музыки такое же значение, как Пуш­кин — для русской поэзии. Глинка питал особое пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим его до слез своей меланхолической и задушевной грустью, а также клирике Лермонтова, отвечавшей его внутреннему «романтическому устройству». К числу знаменитых произведений, написанных Глинкой на слова этих поэтов, при­надлежат романсы «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец» (стихи Жуковского), а также «Слышу ли голос твой» (стихи Лермонтова). Не менее суще­ственной для творчества этого композитора была связь с лирикой Пушкина. Бессмертным шедевром русской культуры, в котором слияние гениальных стихов с гениальной музыкой достигло художест­венного совершенства, считается романс, создан­ный Глинкой на основе пушкинского стихотво­рения «Я помню чудное мгновенье...» (навеянный, кстати, его знакомством с матерью той самой Анны Керн, которую Пушкин опоэтизировал в этом произведении). Материал с сайта //iEssay.ru

В целом пушкинская поэзия стала благодатней­шей почвой для развития такого многоликого и самобытного явления русской культуры, как жанр романса. Достаточно сказать, что еще при жизни поэта (а конкретней — с 1823 по 1837 г.) возникло около семидесяти романсов на его стихи. Среди авторов этих произведений были композиторы М. Глинка, А. Верстовский, А. Алябьев, М. Яков­лев, Н. Корсаков, М. Вильегорский, А. Есаулов. Они заложили традиции романсной пушкинис­тики, впоследствии продолженной выдающи­мися русскими композиторами XIX и XX вв. — А. Даргомыжским, М. Мусоргским, А. Бороди­ным, Н. Римским-Корсаковым, П. Чайковским, С. Рахманиновым, Д. Шостаковичем, С. Проко­фьевым, Г. Свиридовым. В рамках этой традиции по-новому освещались не только разные грани пушкинского поэтического мира (любовной, пей­зажной, философской лирики поэта), но и прису­щий ему дух гармонии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Литература XIX века Новые направления художественной литературы XIX века