О смене культурных координат в конце ХХ — начале ХХI века
Рубеж ХХ–ХХI веков — резкое переключение скоростей времени… Культура по мере многовекового накопления своих материалов ищет всё более компактные способы их упаковки (тысячи томов библиотеки пакуются в тонкий диск компьютера).
Михаил Эпштейн
На рубеже ХХ–ХХI веков в обществе ощущается исчерпанность культурных традиций прошлого. Система привычных ценностей стремительно размывается, а привычные нормы и стереотипы поведения исчезают. Общую растерянность, характерную для того времени, хорошо отразил писатель Андрей Битов, заметивший в 1989 году: «Мы воспитывались в одном пафосе, сегодня он явно устарел, мы воспитывались в определённой культуре, сегодня её уже нет. Мы потеряли друг друга». Человек оказался предоставлен самому себе. Культурную ситуацию этого периода можно охарактеризовать как культурный хаос, «смутное время» культуры. Ценностные ориентиры в обществе перепутались настолько, что в едином пространстве стали сосуществовать иногда абсолютно несовместимые идеалы. «Высокое» и «низкое» порой становятся взаимозаменяемыми.
Рубеж 1990–2000-х годов стал настоящим расцветом массовой культуры, посредством которой человеку зачастую навязываются определённые стереотипы. Вместе с тем понятие массовая культура не всегда является синонимом низкопробной культуры. Так, в 1970–1990-е годы на Западе возникла так называемая «middlcult» — культура среднего класса, культура менеджеров, так называемых «белых воротничков». Она предъявляет высокие требования к продукции массовой культуры, пропагандирует непреходящие вечные ценности.
В современном мире всё больше возрастает и роль информации. Меняется не только её количество, но и форма сообщения. Сегодня можно говорить о тотальной визуализации информации. Быстрое распространение Интернета даёт возможность получать большое количество сведений за короткое время. С появлением Интернета возникает новое направление художественного творчества — медиа-искусство, основанное на компьютерных сетевых и медиатехнологиях. Художники используют Всемирную паутину как виртуальную выставочную площадку, которая является альтернативой традиционным музеям и галереям. Попробовать в таких медиапроектах свои силы могут не только профессионалы, но и любой творческий человек, который овладел компьютерными технологиями и которому есть что сказать и показать своим современникам.
В результате всего, что так стремительно обрушилось на человека, он начинает испытывать настоящий «информационный шок».
В таких изменившихся культурных условиях развивается и литература рубежа ХХ–ХХI веков, для которой характерны:
- поиски новых форм осмысления действительности;
- размышления о месте творческой личности в этом перенасыщенном информацией современном мире;
- стремление к большей достоверности, к документальному подходу;
- размытость границ между «высокой» и «массовой» литературой.
Безусловной доминантой в литературе этого периода становится постмодернизм. В буквальном смысле слова «постмодернизм» — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом и связано с осмыслением предыдущих тенденций в культуре. Материал с сайта //iEssay.ru
Постмодернизм (от лат. post «после» и модернизм) — совокупное название художественных тенденций, особенно чётко обозначившихся в 1960–1970-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиций модернизма и авангарда.
Постмодернизм стал формой протеста против привычных ценностей. Среди основных черт постмодернизма следует обратить внимание на такие:
- признание относительности любых идей и установок;
- отказ от изображения реальной действительности;
- отсутствие положительного героя;
- стремление автора к полной свободе самовыражения;
- отрицание канонов;
- эксперименты со стилем и формой.
На страницах этого раздела учебника мы предлагаем вам подробнее узнать об авторах и их произведениях русской и мировой литературы постмодернизма.